Кот и чип. Зачем в России вводят обязательную маркировку домашних животных
В России могут ввести обязательную маркировку и учет кошек, собак и других домашних питомцев. Законодатели считают, что это поможет решить проблему бездомных животных. Зоозащитники указывают на недостатки существующей системы чипирования, но признают, что ситуация медленно, но верно начинает меняться в лучшую сторону.
Внесенный правительством в Думу в ноябре 2021 проект закона изначально разрабатывался для учета и маркировки всех домашних питомцев, но затем в тексте документа оставили только сельскохозяйственных животных. Соответствующие поправки от Минсельхоза, которые вернут в законопроект собак и кошек, планируется рассмотреть в Госдуме во втором чтении. Закон может вступить в силу с 1 сентября 2022, сообщили в Минсельхозе. Сроки маркировки животных установит правительство РФ, но очевидно, это будет не ранее 1 марта 2023.
В России более 63 млн домашних кошек и собак и несколько миллионов бездомных животных. В новогодние праздники более 2-2,5 тыс. российских собак и кошек ежедневно теряются из-за любви россиян к салютам в новогодние праздники. В будни цифры меньше: около 300 собак и кошек оказываются на улице. При этом далеко не все владельцы животных тратят силы на поиск подопечных.
«Две трети хозяев бросают своих питомцев на произвол судьбы: убежал, потерялся — и ладно. К сожалению, по нашей статистике на трех потерянных животных приходится только одна заявка на поиск», — делится с «Новым проспектом» глава крупнейшего в Санкт-Петербурге центра помощи бездомным животным «Потеряшка» Марина Пушенко.
Ключевой проблемой, по мнению руководителя проектов благотворительного фонда защиты городских животных «Накорми» «Котоспас» и горячей линии «Кошки в городе» Анны Фельдман, является отсутствие в России единой базы данных по животным и массового чипирования, как в Европе и США. По ее мнению, первым шагом в этом направлении может стать проект закона о ветеринарной безопасности, который уже несколько лет находится в разработке. Она имеет в виду проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии», который подготовлен Минсельхозом России, но так и не внесен в Государственную думу. «Если говорить о чипировании, то придётся признать, что многие владельцы не чипируют питомцев из-за того, что у нас в стране нет единой системы учёта, а процедура не является обязательной. Многие просто не понимают, зачем их питомцу нужен чип, если он всегда находится под присмотром и хозяин не собирается с ним за границу», — соглашается президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев. В настоящее время чипирование и внесение в базу является платной услугой. Однако бывают случаи, когда данные питомца в базу не попадают. Еще одна из недоработок нынешней системы — отсутствие обновления актуальных данных владельцев собак и кошек в системе: были случаи, когда чип найденного на улице животного отражался в базе, но мобильный телефон владельца давно сменился.
Индекс бездомности
Международное исследование Индекса бездомности собак и кошек (ИБСиК), проведенное Mars Petcare в девяти странах мира (Россия, UK, ЮАР, Германия, Мексика, Китай, США, Индия, Греция), показало, что сейчас Россия занимает пятую строчку среди девяти стран-лидеров по количеству беспризорных животных. В России, по оценкам Mars Petcare, насчитывается 4,1 млн бездомных питомцев, из которых 3,2 млн — это кошки, 735 тыс. — собаки, а 144 тыс. — те и другие в приютах.
В процентном соотношении бездомная популяция кошек и собак в России, по оценке Mars Petcare, составляет 6% от общей численности домашних животных в стране. По этому показателю мы занимаем второе место между Великобританией и Германией (5% и 7% соответственно). В США, к примеру, этот показатель составляет 26% (из 185,4 млн домашних животных 47,7 млн бездомных), в Китае — 29% (из 257,7 млн домашних животных 75 млн бездомных), а в Индии — все 85% (из 93,8% млн домашних животных 79,9% не имеют дома).
Среди факторов, положительно влияющих на результат индекса (Россия получила 5,2 по 10-бальной шкале), исследователи Mars Petcare отмечают, что в нашей стране меньше, чем в остальном мире, беспокоятся о первоначальных затратах на владение домашним животным или его специфических особенностях, таких как размер или порода питомца. Только 5% российских владельцев питомцев сожалеют о том, что у них есть кошка или собака, по сравнению со средним глобальным показателем в 13%.
Однако представители отечественных зоозащитных организаций не разделяют оптимизма исследователей. «У нас в стране культура владения животными низкая. По-моему, хуже уже некуда», — отмечает Анна Фельдман.
«В начале пандемии, когда мы все закрывались на локдаун, у нас был поток желающих усыновить котиков. За рубежом была похожая ситуация: коллеги мне рассказывали, что все приюты раздали животных. Мы придерживаемся определенной процедуры при выборе потенциальных «укотовителей», и вот в процессе заполнения анкет, собеседований мы были вынуждены многим отказать, потому что люди спонтанно принимали решение, не задумываясь, что будет, когда закончится самоизоляция, удаленка и они выйдут на работу в офис, что будет, когда летом они поедут на дачу или в отпуск», — делится основатель сети котокафе «Республика кошек» Анна Кондратьева.
«Когда в Москве объявили самоизоляцию в 2020, собака стала для многих проводником во внешний мир, и был просто шквал звонков. Люди хотели на это время взять собаку, чтобы под предлогом ее выгула выходить на улицу. Каждый второй звонивший с таким запросом признавался, что собачка будет отдана соседям, выброшена на даче, где-то ее «забудут». Сейчас народ немножечко протрезвел в этом плане», — оценивает ситуацию директор благотворительного фонда «Овчаркалайф. Подари овчарке жизнь», куратор команды волонтеров с животными-терапевтами Paws Of Charity Любовь Лебедева.
«Люди действительно за время пандемии приобрели новых домашних питомцев. С одной стороны, это было хорошо, так как те помогали справиться им со стрессом, но с другой стороны, многие оказались не подготовлены к такому новому жильцу. Случались трудности, которые нам приходилось совместно решать», — отмечает зоопсихолог, автор двух бестселлеров «Кот. Инструкция по применению «и «На одном языке с кошкой» Елена Клюсовец.
«Коллеги из российских приютов рассказывают, что увеличилось число возвратов, животных подбрасывают. У нас в «Республиках» только в ноябре четырех животных оставили на крыльце. С одной злостной подкидывальщицей удалось провести беседу, мы помогли ей стерилизовать ее кошек. Мы готовы помочь, но часто эти сложности в голове: «Мне жалко кастрировать кошечку, поэтому я буду выкидывать котят». К сожалению, у нас до сих пор очень низкая культура обращения с животными», — отмечает Анна Кондратьева.
Закон не писан
Менять ситуацию с ответственным отношением к питомцам в лучшую сторону нужно законодательными мерами, считает адвокат, советник президента коллегии адвокатов «Кутузовская» Дмитрий Якубовский. В первую очередь речь идет о принятом в 2019 году Федеральном законе №498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Правовые механизмы в данной области во многих зарубежных юрисдикциях работают уже достаточно давно, что не может не давать позитивные результаты. В топе стран с наиболее четкой регламентацией этих отношений — Швейцария, Великобритания, Австрия и Новая Зеландия. Однако упомянутая гуманизация достигается исключительно жесткими наказаниями за жестокое отношение к питомцам», — уточняет Дмитрий Якубовский. По его оценке, в России правовой механизм еще недостаточно доработан. Состав статьи 245 УК РФ предусматривает ответственность только за «жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье». Возможно, ситуацию могло бы исправить введение административной ответственности, распространяющейся на более широкий спектр «жестокого обращения». Однако соответствующие поправки в КоАП до сих пор не приняты. Хотя законопроект, представленный Минюстом еще год назад, как раз предусматривает наказание владельца за отказ от исполнения обязанностей по содержанию питомца.
Улучшению ситуации способствует и развитие «помогающих» сервисов. Руководитель сервиса по выгулу и передержке «Гульдог» Виктория Малюгина отмечает, что в последнее время существенно вырос спрос на услугу «няня для собаки/кошки» в течение рабочего дня. «Если раньше люди не понимали, зачем навещать собаку днем, то теперь многие заказывают эту услугу как раз на время своего отсутствия на работе», — говорит Виктория Малюгина. В пандемию спросом стала пользоваться услуга выгула собаки во время болезни хозяина, и даже после выздоровления клиенты продолжают пользоваться этим сервисом.
Зоопсихологи тоже фиксируют всплеск спроса на их услуги. «Во время пандемии количество моих консультаций возросло в разы. Такое ощущение, что люди, посидев в изоляции месяц, решили заняться теми делами, до которых раньше не доходили руки. И одно из таких дел — решение поведенческих вопросов со своими питомцами. И знаете, мы работали очень продуктивно. То, что обычно решалось за месяц, мы разрешали недели за две», — делится Елена Клюсовец. Она отмечает, что россияне стали более осознанно относиться к домашним животным, активнее интересоваться их питанием и воспитанием: «Пример тому — книги по зоопсихологии становятся бестселлерами. Так что у нашей страны точно есть будущее, и оно светлое!»
Исследование Mars Petcare показало, что в преддверии Нового 2022 года число владельцев, озаботившихся подарком для своих домашних животных, выросло до 54%: к Новому году хозяева покупали собакам и кошкам лакомства (68%), игрушки (46%) и аксессуары (домики, лежанки, поводки, когтеточки и др.). Специальное новогоднее угощение для своих питомцев подготовили 86% опрошенных. Почти две трети владельцев собак и кошек (73%) запланировали новогоднюю фотосессию. «Мы проводим это исследование в третий раз и видим, что в России продолжается и усиливается трансформация к более ответственному отношению к питомцам», — говорит вице-президент по корпоративным коммуникациям Mars Petcare в России Анастасия Тимошина.