Корпоративная эвтаназия. Упрощенная самоликвидация компаний угрожает кредиторам
С 1 июля учредители малых предприятий могут воспользоваться упрощенной процедурой прекращения деятельности. Она призвана освободить добросовестных бизнесменов от бюрократической волокиты. Вместе с тем жертвой такой либерализации могут оказаться потребители, бывшие работники, партнеры и другие кредиторы.
Процедура ликвидации юридического лица требует создания специальной комиссии, проведения инвентаризации, публикации платного объявления в специальном журнале и выполнения иных условий. Поэтому многие учредители фактически прекративших деятельность компаний, в первую очередь малых, просто бросали их — обнуляли банковский счет и переставали сдавать отчетность. Со временем такие организации принудительно исключались налоговой из единого реестра (ЕГРЮЛ). Но на их руководителей могли налагаться штрафы, а вместе с учредителями директора на 3 года лишались права заниматься новым бизнесом.
Вступившие в силу 1 июля поправки предоставляют учредителям право подать заявление о добровольном исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Оно должно быть единогласным и удостоверено нотариусом или усиленными квалифицированными электронными подписями.
Воспользоваться новой процедурой могут только компании, внесенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не являющиеся плательщиками НДС (в том числе применяющие «упрощенку»), не имеющие налоговой недоимки, а также недвижимости или транспортных средств. Заявление не примут от компаний, уже находящихся в процессе ликвидации или реорганизации, равно как и от включенных в черные списки налоговиков (записи о которых признаны недостоверными или уже исключаемыми из реестра).
Сообщение о предстоящем прекращении деятельности публикуется в ведомственном журнале «Вестник государственной регистрации» и включается в сам ЕГРЮЛ. Если в течение 3 месяцев от кредиторов или иных заинтересованных лиц не поступит мотивированных возражений или сами учредители не отзовут заявление, юридическое лицо исключается из реестра, то есть считается прекратившим свою деятельность.
Спасение утопающих…
По данным налоговиков, новым сервисом уже воспользовалось более 4 тыс. компаний. Но речь идет только о подавших заявление — первые решения об исключении из ЕГРЮЛ появятся не раньше второй половины октября.
Одновременно многие концептуальные вопросы остаются нерешенными. Подавая заявление, учредители подтверждают, что в установленном порядке уволили работников и завершили расчеты со всеми кредиторами. Но проверить соответствие этих сведений действительности регистрирующий орган может только в отношении исполнения налоговых обязательств. Соблюдение прав партнеров, потребителей, тех же трудящихся и иных кредиторов остается на совести бизнесменов.
Защита таких лиц возлагается на них самих. По логике законодателей, они должны интересоваться судьбой должника (партнера, работодателя или другой компании), проверяя сведения о ней через открытый на сайте фискального ведомства ЕГРЮЛ и официальный журнал, а обнаружив «фирму-самоубийцу», то есть готовящуюся к ликвидации, вправе подать возражение. Причем оно должно быть составлено по унифицированной форме и удостоверено нотариусом (услуги последнего обойдут примерно в 1,5 тыс. рублей).
Подача такой петиции также ничего не гарантирует. «Законодатель не устанавливает конкретных требований к документам, которые должны подтвердить обоснованность возражений кредиторов и иных заинтересованных лиц. «Исходя из общего принципа относительности и допустимости доказательств, можно предположить, что бывшие сотрудники могут представить копию трудового договора или иные подтверждения фактического трудоустройства; компании-партнеры — стандартный пакет первичных и закрывающих документов, подтверждающих наличие задолженности», — поясняет заместитель руководителя отдела права Объединенной консалтинговой группы Анастасия Смирнова.
По мнению партнера АО «Апелляционный центр» Владимира Полуянова, доводы таких возражений инспектор оценивает по собственному убеждению. «На практике исключение из ЕГРЮЛ прекращается при получении хоть сколько-нибудь обоснованного заявления. Кроме того, отказ в удовлетворении возражений можно обжаловать в региональном управлении ФНС, ходатайствуя о приостановлении процедуры. Инспекции не любят жалоб и предпочитают удовлетворять возражения», — убежден Владимир Полуянов.
И вновь продолжается бой
Вовремя не подавший возражения кредитор может оспорить исключение компании из ЕГРЮЛ. Такой иск надо предъявить в течение года со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Эксперты предполагают, что суды будут отчитывать этот срок от момента публикации сообщения, так как при «разумной осмотрительности» каждый участник правоотношений обязан проверять надежность партнера. Кроме того, налоговый консультант Ольга Сафонова сомневается в эффективности попыток реанимировать прекратившую деятельность компанию. «Подавая такой иск, надо понимать, что возникнет лишь запись в ЕГРЮЛ. Ни руководителя, ни денежных средств, ни иного имущества у компании не будет», — констатирует эксперт.
Новая процедура угрожает многим добросовестным лицам. Например, купивший товар даже с двухлетней гарантией потребитель уже через год может обнаружить, что продавца больше не существует. И только чтобы предъявить претензию, ему придется судиться с налоговой инспекцией. А, пропустив годичный срок, законопослушный покупатель заведомо останется у разбитого корыта.
Судебная практика свидетельствует, что принудительное прекращение деятельности компаний по решению налоговой не препятствует взысканию оставшейся задолженности с ее учредителей и руководителей. Но в таких делах, как и при рассмотрении требований о субсидиарной ответственности в рамках банкротства, кредитор должен доказать причинно-следственную связь между действиями ответчиков и причиненным ущербом.
По мнению Владимира Полуянова, не погашенные исключенной из ЕГРЮЛ компанией убытки могут быть взысканы с ее бывших учредителей. Такой иск можно подать в течение 3 лет, но как этот механизм будет работать на практике, покажет время.
По данным Федеральной налоговой службы, за 8 месяцев этого года из ЕГРЮЛ было принудительно исключено почти 103,2 тыс. юридических лиц, в том числе 84,7 тыс. — в связи с наличием недостоверных сведений. Ликвидировано 36,5 тыс. компаний.