Коробочка молока. В Архангельске занялись ламинацией картона
В Коряжме на предприятии «Илим-ТНП» запустили новый цех по ламинации картона для фасовки молочных продуктов за 300 млн рублей. Потребителями продукции компании будут переработчики молока, но только в том случае, если «Илим-ТНП» сможет обеспечить высокое качество новинок.
Компания «Илим-ТНП» приобрела тандемную экструзионную линию для двустороннего ламинирования бумаги и картона. Стоимость проекта составила около 298 млн рублей, из них более 150 млн рублей — льготный заем в ВЭБ.РФ.
«Коряжма расширила свои мощности и будет закрывать практически 40% российской потребности в ламинированном картоне для упаковки молочной продукции», — заявил заместитель председателя регионального правительства Виктор Иконников.
«Илим-ТНП» специализируется на производстве и реализации бумажной продукции, которая предназначена как для промышленного, так и для бытового использования. Это гофроизделия, крафт-пакеты, крафт-мешки и другая продукция.
По данным СПАРК, ООО «Илим-ТНП» зарегистрировано в 2003 году. Уставный капитал общества составляет 1,062 млн рублей. Предприятие расположено на территории филиала ОАО «Группа «Илим» в Коряжме (Архангельская область), и его первоначальным владельцем было ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат».
В 2013 году ООО «Илим-ТНП» приобрела московская компания «Макком», занимающаяся продажей фанеры и бумажной упаковки. С 2021 года совладельцами «Илим-ТНП» являются партнеры по ООО «Макком» — московские предприниматели Максим Власенко (34% долей), Александр Новиков и Владимир Маркачев, которым принадлежит по 33% долей.
Выручка ООО «Илим-ТНП» в 2022 году составила 3,208 млрд рублей, что на 22% выше, чем в 2021 году. Компания в 2022 году получила 211,9 млн рублей чистой прибыли, что на 62% превышает аналогичный показатель 2021 года.
Лучше больше, да лучше
По словам участников рынка, новая продукция «Илим-ТНП» будет востребована на рынке. «Применение у ламинированного картона достаточно широкое. Он используется в производстве мешков и упаковки различного вида. Также ламинированный картон используется для выпуска упаковки для молочных продуктов PurPak», — рассказал коммерческий директор «ТДНТ Инжиниринг» Артем Березуцкий.
Сейчас на рынке России большой дефицит мощностей по ламинации упаковки. Лидер рынка, компания «Прайм Картон» (бывший Elopak), раньше привозила ламинированный картон из-за границы, а сейчас это невозможно.
«Так что продукция российского производителя будет востребована. Но только если он сможет обеспечить высокое качество», — считает Артем Березуцкий.
Генеральный директор Приозерского молочного завода (ПМЗ) Сергей Клешев говорит, что дефицита упаковки на рынке нет.
«Может быть, она немного отличается по качеству — более мягкая по сравнению с той, что была раньше. Но предложение есть. Тем не менее появление еще одного производителя положительно скажется на рынке: чем больше поставщиков, тем выше конкуренция и шире выбор у покупателей», — отмечает он.
По его словам, ПМЗ закупает упаковку у российских производителей, например у компании «Роспак». «Выбор поставщика упаковки — вопрос логистики, цены и качества продукции. От импорта из Китая мы отказались, поскольку там нужно заказывать слишком большие объемы и слишком долгая доставка», — говорит он.
Другой участник рынка рассказал, что закупает упаковку у бывшего «Тетрапака» и в Китае. Про нового производителя он еще не слышал.
Ценам некуда расти
По оценкам Сергея Клешева, доля расходов на упаковку в себестоимости готовой продукции сейчас составляет около 15% (до СВО было 10%).
При этом цены на упаковку за последние 2 года выросли на 20%. «Скачок цен был прошлой весной. Потом они немного пошли вниз, стабилизировались и сейчас находятся на том же уровне, что и раньше», — говорит он.
«Главное пожелание к производителям упаковки — стабильность отпускных цен, поскольку производители молочной продукции уже не могут повышать цены на свой товар из-за снижения платежеспособного спроса. Он уже привел к падению потребления молока и молочной продукции», — отмечает руководитель ПМЗ. Маржа производителей, по оценкам Сергея Клешева, сейчас составляет не более 2%.
Легкая паника
В прошлом году производители молочной продукции были в легкой панике после того, как крупнейшие производители асептической тары, в том числе Tetra Pak, остановили деятельность в России.
Как поясняли участники рынка, в наиболее уязвимом положении оказались заводы, которые недавно провели модернизацию по последнему слову техники и фасовали свою продукцию в современную упаковку. «Проще было переработчикам, которые не делали ставку на ультрасовременную тару», — пояснял коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев.
Постепенно вопрос с упаковкой был решен за счет замены ее на российскую тару. Кроме того, перезапустило производство российское подразделение Tetra Pak и Elopak.