Корм раздора. «Ручьи» текут в банкротство
Тосненский комбикормовый завод намерен обанкротить племзавод «Ручьи» из-за долга почти в 30 млн рублей за корма. Эксперты говорят, что это не первая попытка контрагентов обанкротить предприятие. Но в отличие от предыдущих историй у нее могут быть серьезные последствия для кредитора.
Как стало известно «Новому проспекту», Тосненский комбикормовый завод (ТККЗ) подал заявление в арбитраж о признании банкротом ЗАО «Племенной завод «Ручьи». Сумма требований — 26,8 млн рублей.
Как сообщили на ТККЗ, племзавод «Ручьи» не рассчитался по обязательствам за поставленные в его адрес комбикорма. «Задолженность отражена в картотеке арбитража. Для того, чтобы выполнять свои обязательства перед поставщиками сырья, мы вынуждены идти на крайние меры», — сообщили на предприятии.
В «Ручьях» банкротный иск «Новому проспекту» не прокомментировали.
Где сделки, там и суды
Участники рынка отмечают, в начале 2000-х годов племзавод «Ручьи» был одним из наиболее эффективных и крупных сельхозпредприятий Ленобласти. Он занимался молочным животноводством, свиноводством и растениеводством во Всеволожском районе, на землях, которые позже были отданы под жилую застройку в Мурино. Около 10 лет назад компания активно занималась продажей земли. В том числе, у предприятия были судебные тяжбы с холдингом «Евроинвест» миллиардера Андрея Березина.
В 2011 году «Евроинвест» купил у «Ручьев» 155 га земли в Мурино. Но продавец потребовал отменить сделку, посчитав, что покупатель не исполнил свои обязательства. Параллельно «Евроинвест» приобрел в Псковской области 2,5 тыс. га для перебазирования «Ручьев», но племзавод заявил, что ему передали не всю землю, и отказался переносить производство.
В итоге в 2014 году совладельцы «Ручьев» купили ЗАО «Новое время» с земельным участком в Лужском районе и в 2015 году открыли там новый животноводческий комплекс, который занимался молочным животноводством и свиноводством. Судебные разбирательства с «Евроинвестом» завершились лишь в 2017 году.
У «Ручьев» также были судебные споры по поводу продажи участков и с другими покупателями земли, в частности, с холдинговой компанией «Сити-78» и бизнесменом Сергеем Петровым. Кроме того, племзавод «Ручьи» потребовал компенсацию за изъятие своего участка по строительство транспортно-пересадочного узла «Девяткино». Речь идет о земельном наделе площадью 17 тыс. м2, его цена может составить около 17 млн рублей.
Почему кредиторы активизировались
По данным источников на рынке, «Ручьи» все же сохранили сельхозпроизводство в небольшом объеме во Всеволожском районе. А развивать предприятие в Лужском районе компания не стала, хотя все возможности у нее для этого были, отмечают аналитики. Так, в хозяйстве «Новое время» в 2018 году было введено наблюдение, а сейчас оно уже в конкурсном производстве.
По предположению одного из участников рынка, «Ручьи» и не планировали развивать сельхозпроизводство в Лужском районе, решив сосредоточиться на продаже земли на окраинах Петербурга.
При этом, по данным СПАРК, выручка племзавода «Ручьи» сократилась с 431 млн рублей в 2016 году до 192 млн рублей в 2020 году. Прибыль снизилась с 17,9 млн рублей в 2016 году до 1,6 млн рублей в 2020 году.
Кроме того, в прошлом году умер гендиректор и совладелец «Ручьев», экс-депутат областного парламента Александр Трафимов.
«Возможно, кредиторы предприятия активизировались и стали более настойчиво требовать возврата долгов после смерти руководителя предприятия», — размышляет один из собеседников «Нового проспекта».
«Поэтому, несмотря на то, что раньше «Ручьи» успешно решали все конфликты, связанные с банкротными исками (от ГУП «ТЭК в 2014 и ПСК в 2018 годах), ситуация с нынешним заявлением от ТККЗ выглядит тревожной», — считает один из представителей отрасли.
Сельское хозяйство без денег и без рук
Ситуация в агропромышленном комплексе Ленобласти продолжает ухудшаться. «По сравнению, например, с весной и летом прошлого года ситуация только усугубляется. По-прежнему дорожают корма, сельхозтехника и запчасти к ней, а также минеральные удобрения», — комментирует гендиректор ЗАО «Гатчинское» Александр Лебедев. Вместе с тем, по его словам, цены на сырое молоко практически не растут. Поэтому прибыльность бизнеса снижается.
«Правда, нужно отдать должное федеральным и региональным властям — господдержка сектора не сокращается, хотя она не может полностью компенсировать возросшие затраты аграриев», — считает Александр Лебедев.
А Олег Сергиенко, гендиректор племзавода «Красногвардейский», напомнил, что в этом году сохраняется дефицит кадров в сельском хозяйстве из-за ограничений на въезд мигрантов в Россию.
По данным комитета по труду и занятости населения, объем квот для визовых иностранцев, приезжавших на работу в Петербурга в 2020 году, составлял 2,9 тыс. единиц. На 2021 год объем квот для иностранных «визовых» граждан в городе составил 2 тыс. единиц.
По информации ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, общее количество патентов, выданных иностранным гражданам из безвизовых стран, в прошлом году составил 162,9 тыс., что на 68 тыс. меньше по сравнению с 2019 годом. В феврале 2021 года количество действительных патентов уменьшилось до 154 тыс.
Ориентировочное количество иностранных трудовых мигрантов, необходимых для работы на предприятиях Петербурга, в настоящее время может составлять более 50 тыс. человек.
Справка «Нового проспекта»:
В базах данных актуальной информации о собственниках ЗАО «Племзавод «Ручьи» нет. Так, по информации СПАРК за 2001 год, совладельцами предприятия были Александр (4,3%) и Анна (2,5%) Трафимовы, Николай Руднев (3%), Николай Карпухов (2,9%), Леонид Борухов (2,8%), Валентина Ульянова (2,6%), Дмитрий Яковлев (1,7%), Ольга Чедлеева (0,28%) и Виктор Стрембелев (0,14%). Генеральным директором сейчас значится Анна Трафимова, вдова Александра Трафимова.