Корабли в нашей гавани. К заводу "Пелла" опять идут кредиторы

После снятия моратория на банкротство структуры судостроительного холдинга «Пелла» получили десятки исков о банкротстве. И это не предел: многие кредиторы продолжают готовить иски. Эксперты считают, что контрагенты компании активизировались на фоне реорганизации холдинга и продажи части его активов рыболовецкому холдингу «Норебо».

По данным картотеки арбитражных дел, исковое заявление о несостоятельности АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» подало ООО «Проектно-конструкторское бюро «Петробалт». Кроме того, иск о банкротстве ООО «Интро-Пелла» в арбитраж направило ООО «Про Фактор», которое занимается юридическими услугами.

«Про Фактор» часто выступает в качестве истца или кредитора промышленных предприятий. Это может свидетельствовать о том, что компания скупает долги для последующего взыскания», — говорит один из собеседников «Нового проспекта».

Кредиторы оживились

Как указано в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о деятельности юрлиц, в отношении «Пеллы» заявление о банкротстве намерены подать еще четыре кредитора, в том числе ООО «Винета» и «Морские навигационные системы».

Всего, по данным картотеки арбитражных дел, с начала года кредиторы «Пеллы» направили в арбитраж 75 исков на сумму более 5 млрд рублей. В частности, на прошлой неделе Минобороны подало иск, в рамках которого хочет отсудить у «Пеллы» 1,4 млрд рублей.

Юристы говорят о том, что опасаться «Пелле» стоит именно иска со стороны Минобороны. «Опубликование сообщения о намерении и подача заявления о банкротстве — часто ординарный способ принудительного исполнения судебного решения и взыскания денежных средств», — напоминает Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal.

«Иск Минобороны может быть более тревожным знаком, чем сообщения кредиторов о намерении подать заявления о банкротстве», — уверен он.

«Новый проспект» направил запрос в «Пеллу», чтобы уточнить, как компания будет расплачиваться с кредиторами и каков план по выводу предприятия из кризиса.

Разделение активов

По информации одного из собеседников «Нового проспекта», знакомого с ситуацией, кредиторы активизировались на фоне продажи части активов «Пеллы» рыболовецкому холдингу «Норебо».

Как сказал заместитель директора ООО «УК Норебо» по международным вопросам и связям с общественностью Сергей Сенников, компания покупает производственную площадку «Пеллы» в Колпино, которая занимается исполнением гражданских заказов.

Ожидается, что на днях на этой площадке «Норебо» заложит один из четырех ярусоловов, которые первоначально должны были строить на Северной верфи. Предполагается, что теперь рыболовецкая компания будет строить суда своими силами.

Екатерина Токарева, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, считает, что планируемая сделка действительно могла раззадорить кредиторов предприятия. «Продажа актива — потенциальный триггер для кредиторов, ведь именно активы обеспечивают возможность компании рассчитаться по долгам. Не исключен вариант, что с рядом кредиторов уже проведены переговоры и удовлетворение их требований должно произойти за счет суммы, полученной от продажи актива», — говорит она.

Вместе с тем у «Норебо» могут возникнуть сложности при закрытии сделки, которая должна завершиться до конца года. «Если бизнес группы организован так, что одна компания является центром прибыли, а другая — центром убытков (затрат), то в случае банкротства последней первая может быть привлечена к субсидиарной ответственности. Поэтому покупателю стоит перед сделкой провести тщательный правовой аудит», — комментирует Сергей Бакешин.

Екатерина Токарева тоже говорит о рисках, которые несет возможное банкротство для сделки. «Продажа активов может не состояться. Такую сделку кредиторы смогут оспорить в банкротстве. При этом актив вернется компании, а вот новый покупатель получит лишь требования к банкроту», — рассуждает она. Однако компания, по ее словам, вполне может убедить покупателя, что деньги пойдут на погашение требований кредиторов. Тогда не будет оснований для возбуждения процедуры банкротства.

«Каракурты» для министерства

После продажи «гражданской» площадки в Петербурге у «Пеллы» сохранится еще одна площадка в Кировском районе Ленобласти, где исполняется гособоронзаказ (строят корабли «Каракурт» и буксиры). По данным одного из участников рынка, заказов на буксиры у «Пеллы» сейчас нет, но строительство «Каракуртов» идет.

Представители «Пеллы» ранее сообщали, что компания в рамках соглашения с Минобороны построит семь кораблей проекта 22800 «Каракурт». Головной корабль планировали передать заказчику до конца 2017 года, а затем сдавать по два корабля в год. Но сроки строительства сдвинулись, и головной корабль передали ВМФ России лишь в декабре 2018 года. А затем в 2019 и 2020 годах — ещё два. Сроки сдачи остальных кораблей не озвучены.

«Никто не обанкротит «Пеллу», пока не будут достроены «Каракурты». А вот после этого могут быть варианты», — считает один из собеседников «Нового проспекта».

«Первый сценарий — всё-таки банкротство предприятия. Второй — передача его другому собственнику, судя по всему, ОСК. Переговоры об этом ведутся, но ОСК не хочет брать на баланс предприятие с долгами. Однако, скорее всего, рано или поздно корпорации придется это сделать», — комментирует участник рынка.


Заграничные дела и ледокол

Что касается мощностей «Пеллы» за границей, то на ее заводе в Германии должен строиться ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 за 7,5 млрд рублей. Компания получила этот заказ еще в 2019 году. После того как станет понятна судьба «Пеллы» (продажа или банкротство), будет принято решение о передаче этого заказа другому исполнителю, говорят источники в отрасли.

«Скорее всего, строительство может уйти на Выборгский судостроительный завод, который строит ледоколы с 2012 года и имеет уже большой опыт в этой сфере», — предполагает собеседник «Нового проспекта».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

До 2020 года судостроительное предприятие «Пелла» работало стабильно, его финансовые показатели практически всегда были лучше, чем у верфей ОСК, расположенных в Петербурге и Ленобласти. Однако в 2020—2021 годах ситуация ухудшилась. В частности, выяснилось, что у Минобороны образовался долг перед «Пеллой» на постройку опытового судна.

В 2021 году на верфи произошла трагедия: во время достройки перевернулся рыболовный траулер «Скорпион», заказанный мурманской группой «ФЭСТ». Погибли люди. После этого заказчик заявил, что не будет принимать судно.

Позже банкротный иск к «Пелле» подал машиностроительный завод «Арсенал», и верфь выплатила кредитору 223,4 млн рублей. Параллельно с этим компания заявила, что не сможет выплатить акционерам дивиденды, хотя ранее обещала это сделать.

В открытых базах данных есть отчетность компании только за 2020 год. Тогда ее выручка составила 10,9 млрд рублей, убыток — 1,1 млрд рублей.

Бенефициар предприятия — Герберт Цатуров (по СПАРК — 61,6%; согласно данным Центра раскрытия корпоративной информации — более 79%).


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня