Рыбный год. Северная верфь расширила портфель гражданских заказов
Северная верфь увеличила портфель заказов по строительству рыболовецких судов с 14 до 18 объектов. За счет освоения этой ниши рынка предприятие обеспечило себя заказами до 2028 года. Доля гражданской продукции на Северной верфи уже приблизилась к 40%.
Плюс четыре траулера
О том, что Северная верфь получила заказ на строительство еще 4 рыболовецких судов сегодня сообщил генеральный директор предприятия Игорь Орлов после церемонии спуска на воду ярусолова-процессора «Марлин» для архангельской рыбодобывающей компании «Глобус».
«Сегодня у нас в портфеле 18 рыболовецких судов. На 14 уже подписаны заказы. Утверждения заказов еще на четыре я ожидаю на следующей неделе. Заказчик по этим объектам — компания «Норебо», — сказал Игорь Орлов. Новые четыре судна, которые будет строить для рыбопромышленного холдинга «Северная верфь», предназначены для работы в Дальневосточном бассейне. «Потребность в рыболовецких судах на Северо-Западе «Норебо» уже закрыла», — уточнил Игорь Орлов.
Ранее руководство «Норебо» заявляло, что общий объем инвестиций в строительство 10 траулеров на Северной верфи составит около 38,4 млрд рублей. Таким образом, стоимость одного судна может составить около 3,8 млрд рублей.
«Я считаю, что те компетенции, которые нарабатывает Северная верфь в этом направлении, позволят нам и дальше строить рыболовецкие суда. Корабли для рыбной промышленности уже становятся одной из основных частей нашей производственной программы. Завод обеспечен такими заказами до 2028 года», — добавил Игорь Орлов.
Квоты под киль
Сейчас российские верфи активно увеличивают объем гражданских заказов. Это особенно актуально на фоне заявлений федеральных чиновников о планах по сокращению гособоронзаказа.
Увеличить число заказов на рыболовецкие траулеры отечественным производствам помогла госпрограмма «Квоты под киль». Согласно ее условиям, 20% квот на вылов рыбы получают компании, которые строят суда на российских заводах и будут инвестировать в строительство рыбоперерабатывающих предприятий. По отзывам участников рынка, без этой госпрограммы все заказы на рыболовецкие суда по-прежнему уходили бы за рубеж. Там их строительство обходится дешевле, чем в России.
Тем не менее в портфеле Северной верфи сейчас есть заказы на 18 рыболовецких судов, в портфеле Выборгского судостроительного завода — на восемь траулеров для «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума», УК «Фор» и «Норд Пилигрим». Завод «Пелла» строит восемь судов для ГК «Мурмансельдь 2», ГК «ФЭСТ» и «Островной-Краб». А Адмиралтейские верфи подписали контракт на строительство 10 траулеров с РРПК на сумму в 65 млрд рублей. Есть заказы от рыбаков на ПСЗ «Янтарь», «Красное Сормово» и других верфях.
Всего, по подсчетам газеты «КоммерсантЪ», на конец 2019 года рыбопромышленники законтрактовали строительство более 40 судов на сумму более 160 млрд рублей.
Дорого, долго и трудно
При этом российские верфи сталкиваются с целым комплексом проблем при строительстве рыболовецких судов. «Главная беда в том, что отечественные судостроители растеряли компетенции по проектированию и строительству рыбопромысловых судов», — говорит председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация» Сергей Коновалов.
«Еще одна сложность — это хроническое недофинансирование верфей. Рыбаки делают все платежи вовремя, но у судостроителей есть накопленные за прошлые годы убытки, которые не позволяют нормально жить и трудиться. В итоге сроки сдачи практически по всем объектам сдвигаются более чем на год», — отмечает исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов.
При этом стоимость строительства рыболовецких судов и краболовов, по его словам, оказывается примерно на треть выше, чем, например, в Турции, где есть большой опыт работы в этом направлении, лучше организовано производство и применяются более современные технологии. «Я не говорю, что мы не можем строить рыболовецкие суда. Просто пока это получается долго, трудно и дорого. Но я уверен, что в ближайшие годы ситуация изменится к лучшему», — заключил Сергей Несветов.
Справка "Нового проспекта":
ПАО «Северная верфь» входит в «Объединенную судостроительную корпорацию» и занимается строительством военных кораблей и рыболовецких судов. В частности, завод строит серию из шести фрегатов проекта 22350. Головной корабль проекта «Адмирал Горшков» уже принят в боевой состав ВМФ РФ, первый серийный фрегат проходит испытания на Северном флоте. Серию планируется расширить до 8 кораблей. Летом этого года Северную верфь возглавил бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
По даным СПАРК, выручка «Северной верфи» в 2019 году составила 20 млрд руб. против 17,6 млрд руб. в 2018 году. Убыток снизился почти с 3 млрд руб. в2018 году до 534 млн руб. в 2019 году.