Новый проспект
Статьи

Концерты поют романсы

Прочитано: 1198

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

В начале локдауна, 26 марта 2020, представителям концертной индустрии России удалось попасть на встречу Владимира Путина с представителями бизнеса в Ново-Огарево и рассказать о бедственном положении отрасли. Президент пообещал посмотреть опыт других стран и найти «мешочки» для финансирования и сохранения сектора как такового. Прошло больше года, потери отрасли в 2020 году составили 10-12 млрд рублей. «Мешочков» так и не нашлось, констатируют в Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (Ассоциации КТиБО). Зато на этой неделе регионы массово начали вводить новые ограничения и запреты. Отрасль, потерявшая в начале октября более 100 млн рублей на волне медиатрактовок слов главы Роспотребнадзора о якобы полной отмене массовых мероприятий, готовит иски к СМИ и доклад президенту РФ.


В 2020 выручка концертной отрасли, по данным Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (Ассоциации КТиБО), упала на 90%. Сокращения персонала в индустрии культурно-массовых мероприятий негосударственного сектора по итогам 2020 составили 50-70%. Всего, по данным Ассоциации КТиБО, в этом сегменте концертной индустрии до пандемии работало около миллиона человек: режиссеров, музыкантов, танцоров, техников, светохудожников, звукорежиссеров, костюмеров, билетных операторов, сотрудников концертных площадок, организаторов, работников служб безопасности, кейтеринга, клининга и т. д. Исполнительный директор Ассоциации КТиБО и гендиректор компании «Русский шоу центр» Владимир Зубицкий оценивал потери концертных агентов за 2020 год в 10-12 млрд рублей по стране и в сумму около 5 млрд рублей — потери по Московскому региону.

Для российского музыкального рынка, основная доля выручки которого формируется за счет концертных и фестивальных мероприятий, период пандемии COVID-19 стал крайне серьезным испытанием, свидетельствует в своем ежегодном отчете российское подразделение PricewaterhouseCoopers (PwC). Рынок, который по итогам 2019 вырос на 16,4%, достигнув $ 694 млн, в 2020 году, по оценкам PwC в России, сократился на 47,7%, до $ 363 млн. Объем российского рынка живой музыки в 2019 году PwC в России оценивал в $ 538 млн, его рост в доковидном году составил 4,5%. Однако все эти достижения съела пандемия: по итогам прошлого года выручка концертных и фестивальных мероприятий рухнула на 76%, а рынок сжался до $ 129 млн.

Во время локдауна участники концертной индустрии обратились к альтернативным форматам выступлений и перешли в онлайн, но это никак не компенсировало большинству музыкантов отсутствие доходов от живых выступлений, рассказал «Новому проспекту» арт-директор джаз-клуба Андрея Макаревича и основатель концертного агентства «PRO джаз» Антон Рактович. Поэтому в джаз-клубе Андрея Макаревича сразу отказались от идеи проведения онлайн-трансляций джазовых концертов, а все запланированные агентством «PRО джаз» концерты были по возможности перенесены на осень 2020 и далее, как только мэрия объявила о запрете проведения массовых мероприятий 16 марта 2020.

Июнь куда-то пропал

Общемировой тренд на проведение онлайн-концертов получил широкое распространение в России. На различных платформах, таких как МТС.Live, Okko, Wink, «Яндекс.Эфир», транслировались онлайн-выступления известных российских музыкантов. В марте 2020 года выступление группы «Би-2» на видеостриминговом сервисе Okko собрало 2,5 млн зрителей, 10 апреля 2020 в цифровом видеосервисе Wink в прямом режиме состоялся концерт Полины Гагариной, и общее число его зрителей составило более 750 тыс. человек, 15 мая прошлого года стартовал первый музыкальный онлайн-фестиваль в России VK Fest 2020 и за неделю проведения собрал 41 млн зрителей из 203 стран.

Однако, судя по количеству просьб о денежной поддержке, менее раскрученным музыкантам, выступавшим онлайн за донаты, не удавалось заработать даже на жизнь, рассказал «Новому проспекту» один из участников рынка. Более того, даже лидер «ДДТ» Юрий Шевчук впервые за 40 лет существования коллектива попросил помощи у поклонников на запись нового альбома. В недавнем интервью «Новому проспекту» Андрей Макаревич назвал онлайн-концерты вынужденной мерой и подчеркнул, что музыкантам необходим живой контакт с живой аудиторией.

Отрасль находится на грани выживания с весны 2020-го. Падение продаж игроки рынка ощутили уже в конце февраля, в начале марта многие организаторы ушли в минус по продажам, рассказали «Новому проспекту» игроки рынка, а после подписания мэром Москвы Сергеем Собяниным 16 марта 2020 года указа о временном запрете на проведение в помещениях любых мероприятий, в которых участвуют более 50 человек, каждый последующий месяц лишь добавлял проблем концертной отрасли.

3 апреля 2020 года она была включена правительством РФ в список наиболее пострадавших отраслей Российской экономики. Это подразумевало получение отсрочек по налогам, выплаты субсидий на сотрудников, кредиты под 0% для компаний, сохранивших более 80% штата. По факту поддержку от государства получили лишь организации, подведомственные Минкультуры России: им перепало от 3,8 млрд рублей, выделенных правительством «в целях сохранения уровня заработной платы работников музеев, театров, концертных организаций, подведомственных Минкультуры», и т. д. По данным Intermedia, бюджетные ассигнования позволили всей индустрии афишных мероприятий (включая концерты и спектакли на госплощадках) сократиться по итогам 2020 только на 33%, до 142,3 млрд рублей.

Коммерческому сектору от госпомощи достались крохи: невозвратные кредиты на выплату зарплат удалось получить немногим из-за несоответствия кодов ОКВЭД (проблема, с которой столкнулись практически все представители сферы услуг: фитнес-индустрия, ресторанная отрасль, индустрия красоты). «Схема была крутая: всех закрыли на локдаун и платили МРОТы за 2 месяца, а концерты — весьма условно — разрешили только в июле, а июня как бы не было, он куда-то пропал. И МРОТы не платили, и работать нельзя», — вспоминает один из игроков концертного рынка Москвы.

Может, но не будет

«Отрасль уже 2 года не живёт, а выживает. Это единственная индустрия, которую государство обошло своим вниманием. Помогли государственным игрокам в этом секторе, остальные остались за бортом», — оценивает ситуацию Евгений Финкельштейн, президент Корпорации PMI, крупнейшего медиахолдинга в Северо-Западном регионе России, куда входят промоутерская компания «Планета Плюс» и билетный оператор Kassir.Ru.

«Много людей осталось без работы. На примере моих компаний: в Kassir.Ru до пандемии работали 650 человек, сейчас работают около 300, то есть сокращение составило 50%. В моей «Планете Плюс» сокращение составило 60%. Концертная индустрия — это не только музыканты, это огромное количество людей, которые обеспечивают все процессы. И сейчас все они оказались без поддержки», — подытоживает Евгений Финкельштейн.

Всего на рынке, по оценкам Ассоциации КтиБО, работает не менее 3 тыс. компаний. Сама ассоциация была зарегистрирована 9 октября 2020 года для консолидации участников рынка, взаимодействия с органами власти, оказания различного вида поддержки в рамках отрасли. «У индустрии очень долго не было отраслевого объединения, которое могло бы отстаивать её интересы», — говорит Евгений Финкельштейн. В ассоциацию вошли системообразующие предприятия отрасли, и она, по словам ее пресс-атташе Бориса Барабанова, находится «в рабочем контакте» с 1,8 тыс. игроками отрасли, «это примерно 60% индустрии». Аналитики называют создание объединения одним из важнейших решений концертного рынка в 2020 году.

10 декабря 2020 года ассоциация подписала соглашение о взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяной Минеевой. Ключевым достижением отраслевого сообщества стало, по оценке Бориса Барабанова, Постановление правительства №442, принятое в июне 2020 года: «Оно более-менее защитило отрасль. Постановление гарантировало, что зритель сможет использовать свой билет позже — как только хоть какие-то ограничения будут сняты. С принятием этого постановления пропала опасность того, что игроки рынка будут обязаны вернуть стоимость билета зрителю. Массовый возврат билетов обрушил бы отрасль, а так хоть как-то остановили обрушение». В настоящий момент индустрия должна исполнить свои обязательства по отложенным концертам на сумму 8 млрд рублей, напоминает Евгений Финкельштейн. «У промоутеров просто нет таких денег», — говорит он. Государство может помочь концертной отрасли, считает Андрей Макаревич, «может, но не будет».

Вырубили свет

2021 год также не оправдал надежд концертной индустрии. Третья волна, аномальная жара, эксперименты с QR-кодами и начавшаяся осенью четвёртая волна пандемии похоронили робкие планы отрасли на возможность вернуться к подобию нормальной жизни. Небольшие игроки ушли с рынка. Так, основатель VR Jazz Agency Виктор Радзиевский рассказал JazzItOut, что его бизнес почти разрушен, и он сейчас «на грани нищеты».

Осень добавила красок: 4 октября на заседании президиума координационного совета при правительстве по борьбе с COVID-19 глава Роспотребнадзора Анна Попова в докладе президенту РФ отметила, что во всех регионах приостановлены массовые мероприятия. Некоторые СМИ, неверно истолковав ее слова, вышли с заголовками о том, что в России отменены массовые мероприятия.

«На организаторов в различных регионах РФ обрушился шквал звонков от зрителей и партнеров относительно гипотетической отмены всех массовых мероприятий. Нашей индустрии как будто вырубили свет», — говорится в обращении Ассоциации КТиБО к массмедиа (есть в распоряжении «Нового проспекта»). Организаторам концертов поступило несколько тысяч обращений о возврате билетов, уверяет ассоциация.

После заявления КТиБО многие СМИ откорректировали информацию, а артисты и билетные операторы заверили аудиторию в соцсетях, что анонсированные мероприятия пройдут по плану. «Однако даже после публикации опровержений в программе «Утро России» на канале «Россия 1» вышла информация об «отмене всех массовых мероприятий». Эта информация мешает продажам — публика просто не верит», — говорится в заявлении Ассоциации КТиБО. В результате концертная индустрия, по расчетам ассоциации, понесла потери в размере 100 млн рублей.

«Некорректные сообщения СМИ негативно повлияли на продажи билетов. Падение составило от 10% до 50% и выше», — подтвердила «Новому проспекту» co-founder системы продаж билетов Intickets.Ru Анна Субчева. По ее словам, отголоски подобных некорректных сообщений в СМИ до сих пор оказывают негативное влияние на продажи: многие люди уверены, что мероприятия отменены. «Я лично видела, как на форумах люди предостерегают друг друга от покупок билетов, ведь «все концерты отменены». Все теряют деньги: и продавцы билетов, и организаторы мероприятий. Организаторы мероприятий вообще находятся в зоне риска, ведь у них есть обязательства по перенесенным событиям, потрачены деньги на новые события, на гонорары артистам, техническое обеспечение и так далее», — говорит Анна Субчева.

Крупный игрок рынка, занимающийся организацией концертов по всей стране, рассказал «Новому проспекту», что сумма потерь, озвученная Ассоциацией КТиБО, занижена, в реальности потери ещё больше: «После заявления Поповой и неправильной интерпретации СМИ продажи рухнули. Например, продажи билетов на рядовой концерт, рассчитанный на возрастную аудиторию, снизились в 10 раз, а также люди стали возвращать билеты. Только по одному мероприятию мы не продали билетов на сумму до 350 тыс. рублей, а у нас на октябрь, ноябрь, декабрь запланировано больше 100 мероприятий».

Любая неправильно истолкованная негативная информация может обрушить рынок, считает Евгений Финкельштейн. «Из-за некорректного преподнесенного СМИ заявления главы Роспотребнадзора о якобы отмене всех массовых мероприятий продажи встали. Мы и так находимся на грани выживания, без кожи. Я вижу по моей компании Kassir.Ru, что продажи упали на 30%», — говорит он.

Ассоциация КТиБО заявила, что будет отстаивать интересы отрасли и намерена найти виновных в распространении панических слухов и добиться возмещения убытков. Надо сказать, что не все игроки поддерживают желание отраслевой организации судиться со СМИ в разгар пандемии: «Это странный ход. Как СМИ потом будут относиться к просьбам ассоциации подсветить тему? Пилите сук, на котором сидите».

Геноцид, а не поддержка


На самом деле до полной отмены мероприятий дело, конечно, не дошло. Да и речи об этом не было. Зато в конце прошлой и в начале этой недели регионы стали активно вводить QR-коды на посещение в том числе концертов. Чтобы попасть на мероприятие, надо иметь сертификат переболевшего или вакцинированного. Некоторые регионы ограничивают количество посетителей мероприятий. Губернатор ХМАО Наталья Комарова подписала постановление, по которому запрещено проводить мероприятия численностью более 50 человек. В Нижегородской области приостановлены культурно-развлекательные мероприятия на фоне неблагополучной эпидситуации. QR-коды на посещения ввели Великий Новгород, Чувашия, Татарстан, готовятся ввести Севастополь, Мордовия, Новосибирская область, Чечня. В Ленобласти сокращены по численности мероприятия и вводятся QR-коды.

Геноцидом и целенаправленным уничтожением индустрии назвали сложившуюся ситуацию представители отрасли на круглом столе в Общественной палате 6 октября. Мероприятие было посвящено ключевым вопросам ежегодного доклада уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей президенту РФ в сфере организации культурно-массовых мероприятий.

«Полтора года компании пытаются выживать, не получая поддержки, за исключением разовых выплат в размере МРОТ, на которые прожить невозможно. Мы неоднократно обращались и к премьер-министру, и к госпоже Голиковой, но пока результата по этому направлению у нас нет. Промоутеры пытаются проводить какие-то мероприятия, но цикл планирования у нас несколько другой нежели у доставки пиццы. У нас он составляет несколько месяцев, год, а иногда больше», — заявил на круглом столе коммерческий директор Parter.ru Вадим Липатов. По его словам, бессистемность карантинных норм в регионах не позволяет отрасли ничего планировать. Присутствовавший на круглом столе глава компании «Светлая музыка», продюсер фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк отметил, что вместо поддержки отрасль получает «только ужесточение, штрафы, запреты на деятельность».

Страна теряет огромную массу культурного продукта, констатирует Анна Субчева. По ее мнению, всё, что нужно отрасли от государства, это гарантии возвращения к прежней жизни, если и с ограничениями, то хотя бы по единым установленным правилам. «В настоящий момент этих правил нет, они нигде не задокументированы, зато правила по штрафам и отказам в проведении активно применяются повсеместно», — сетует она.

Ассоциация КТиБО приступила к разработке правил проведения массовых мероприятий в условиях пандемии с учетом опыта зарубежных коллег. Это, полагают в организации, может определить единые правила игры. Они лягут в основу доклада президенту РФ, который готовит ассоциация.

В отрасли сформированы ожидания по помощи, которую необходимо получить от государства. Опрошенные «Новым проспектом» игроки рынка считают первостепенными по важности беспроцентные кредиты, субсидии на закупку СИЗ, мораторий на банкротство до 2023 года, льготный период налогообложения по упрощенной системе во всех регионах страны, мораторий на налоги и проверки. Также необходимо регламентировать действия бюджетных площадок в регионах. Например, пользуясь своим преимуществом (зачастую в регионах альтернатив нет), они выкручивают руки организаторам: под угрозой отмены мероприятия вынуждают заранее платить за аренду площадки вперед, а после спонтанного введения ограничений в регионе и отмены концерта оставляют деньги на своих счетах до лучших времен.

Также собеседники «Нового проспекта» сетуют на отсутствие единой региональной политики по борьбе с COVID-19: «В Воронеже утром 8 октября ввели QR-коды и разрешили работать. У нас все артисты, техника, рабочие выехали на площадку. А той же ночью задним числом власти выпустили новое постановление, запретив работать концертным площадкам. Вечером на концерт пришли зрители (те, кого не успели уведомить) и чуть не забили нашего представителя. А цирки и театры работают. Им разрешили при соблюдении 50% заполняемости. Где логика?» — возмущается игрок рынка.

«Необходим диалог, готовность государства выслушать отрасль и найти приемлемое для всех решение. Иначе мы придём к тому, что в 2022 году проводить концерты будет некому», — подытоживает Евгений Финкельштейн.


массовые мероприятия ограничения концерты
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Петербурге с 1 ноября по 1 декабря начнут поэтапно вводить QR-коды для посещения общественных мест. Ограничения затронут значительную часть петербургского бизнеса. «Новый проспект» спросил представителей наиболее пострадавших отраслей, насколько они готовы к новой жизни.

Великобритания на прошлой неделе стала первой из ведущих стран Европы, отменившей подавляющее большинство ограничений для борьбы с коронавирусом, заменив их рекомендациями. С 19 июля в общественных местах можно находиться без масок.

Посещать места общественного питания в Москве с 28 июня смогут только те, кто привился от COVID-19 не ранее чем за полгода, либо те, у кого отрицательный ПЦР-тест, действующий 3 дня. Такое распоряжение подписал вчера мэр столицы. Что об этом думают рестораторы и грозит ли подобная реальность общепиту Петербурга, выяснял «Новый проспект».

В четверг в Петербурге назовут 50 лучших ресторанов по версии WHERETOEAT
26.10.2021
Смольный объяснил бизнесу, как проверять у народа QR-коды
26.10.2021
В России тестируют технологию распознавания курильщиков и драчунов
26.10.2021
Через три года 85% дорог петербургской агломерации будут соответствовать нормативам
26.10.2021
В Петербурге пустует 11,2% помещений в стрит-ретейле. Но локдаун может увеличить вакантность
26.10.2021
Оборот топ-10 российский компаний e-commerce в первом полугодии превысил 1 трлн рублей
26.10.2021
На Оскар от России выдвинут фильм "Разжимая кулаки"
25.10.2021
Курс евро упал ниже 81 рубля — впервые с июля прошлого года
25.10.2021
В комплексе Лиговских бань собираются создать креативное пространство
25.10.2021
Владимир Путин вручил певице Наталье Орейро российское гражданство
25.10.2021
Пик очередной волны коронавируса придется на декабрь, говорят в Роспотребнадзоре
25.10.2021
Митрополит Тихон Шевкунов о Путине: "Человек не бессмертен — это и наша проблема"
25.10.2021
IKEA готовится открыть в Петербурге еще два магазина
25.10.2021
В Google оплатили более 32 млн рублей штрафов за неудаление противоправного контента
25.10.2021
В Турции задержали россиян по подозрению в поджоге леса
25.10.2021
В поддержку ректора "Шанинки" Сергея Зуева выступили более 200 ученых
25.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки