Кончилось горючее
Как партнерство с лопнувшим топливным холдингом «АВРО» уничтожило банковский бизнес Сергея Бажанова. Расследование Павла Горошкова.
На прошлой неделе ЦБ отозвал лицензию у одного из старожилов петербургского банковского рынка — МБСП, который принадлежит Сергею Бажанову (на фото). Это стало венцом серии неудач, преследовавших кредитную организацию на протяжении последних лет. Но главной ошибкой банка, по данным «НП», стало финансовое партнерство с лопнувшим холдингом «АВРО».
Тайны дома Романовых
Был в Ленобласти один средней руки миллиардер родом из начала 1990-х — Александр Романов. Его холдинг «АВРО» владел средней по размеру сетью АЗС, двумя месторождениями нефти и газа в Саратовской области, средним по размеру автопарком маршруток. И все у него было хорошо, пока не задумал он построить нефтеперерабатывающий завод в Новгородской области. Причем не какой-нибудь «самовар», а настоящего конкурента «Киришинефтеоргсинтезу».
Финансовым партнером грандиозного проекта стоимостью до 11 млрд рублей стал петербургский банкир Сергей Бажанов. Его банк в 2012-2013 годах выдал первый кредитный транш на сумму 1,3 млрд рублей на покупку земли под строительство предприятия под залог 11 из 17 АЗС «АВРО» в Ленинградской и Вологодской областях, еще трех участков под АЗС в Ленобласти, паркинга, автошколы, автомастерской, магазина и офисного здания в Киришах. На эти деньги был куплен участок под Лезно в Новгородской области.
Но грянул кризис, и на стройке пришлось поставить крест. Банк остановил ее финансирование и начал думать, как вернуть уже выданный кредит.
До 2013 года бизнес «АВРО» постепенно терял устойчивость. Почти вдвое упала выручка (с 3,5 млрд до 1,8 млрд рублей), компания получила первый убыток в 100 млн рублей. Она продолжала аккуратно обслуживать кредит МБСП, но делала это в ущерб прочим контрагентам, в первую очередь по нефтяному бизнесу. Начались суды с ними, один из кредиторов в декабре 2013 года инициировал процедуру банкротства должника.
«Нулевая» стадия банкротства шла по типичной схеме «должник под защитой банка»: МБСП до последнего не вступал в процедуру, а затем уступил право требования по кредиту на 1,04 млрд рублей офшору Soveliony Investments Ltd. Офшор вступил в дело на правах залогового кредитора. А дело к тому времени уже контролировали юристы петербургской фирмы «Лигал групп» Татьяны Падалко. Они вывели из процедуры все незаложенные активы (в том числе ликвидную кредиторку на 286 млн рублей), а также помогли офшору продать залоги. Татьяна Падалко тогда уверяла, что это ее личный проект, на котором она заработала много денег.
Сама кредитная организация осталась ни с чем. В декабре 2018 года офшор Soveliony Investments Ltd заключил с МБСП новый договор цессии, по которому... вернул банку права требования по кредитам в полном объеме — 1,04 млрд рублей. Вот только требования эти к тому времени оказались обеспечены лишь поручительствами Александра Романова, который сам уже проходит процедуру личного банкротства, тогда как залоги все уже были проданы с торгов за бесценок.
Теперь юристы МБСП оспаривают проведенные банкротные торги, по которым в феврале этого года были проданы три бензоколонки в Вологодской области и одна в Ленобласти. АЗС, обеспечивавшие кредитные обязательства на 268 млн рублей, были проданы за 6 млн рублей двум ИП, от лица которых выступал один агент.
Источники, знакомые с делом, полагают, что на самом деле деньги от блестяще проведенного банкротства «АВРО» получили дружественные банку лица. Мы пытались подтвердить эту версию у самой Татьяны Падалко, но она перестала отвечать на звонки незадолго до ввода в МБСП временной администрации. А Александр Романов сменил номер мобильного.
«Элис» и другие истории
Впрочем, кейс «АВРО» при всех его убытках для банка (которые могут не исчерпываться суммой кредита в 1,04 млрд) составляет лишь десятую часть выявленной ЦБ финансовой дыры МБСП. Поэтому мы изучили баланс банка с целью найти другие проблемные активы. И нашли их немало.
Например, заслуживает внимания история с финансированием последней стройки стройкорпорации «Элис» Вадима Штерцера и Алексея Брындикова, которая обанкротилась из-за корпоративного конфликта между акционерами.
МБСП в 2016 году дал «дочке» корпорации — ООО «Элис Констракшн» — кредит на 1,38 млрд рублей под залог 11 квартир и 10 нежилых помещений в доме по улице Рубинштейна, 28. По кредиту, по версии банка, поручились все другие «дочки» корпорации, но впоследствии оказалось, что на договорах поручительств не стоят подписи сторон.
Неудачно закончилось для банка и финансирование строительства ЖК «Новый город» на Охте, которое ведет АО «Арена», принадлежащее Павлу Бондаренко и Владимиру Катунину. МБСП в 2011 году выдал девелоперу кредитов на сумму более 600 млн рублей, но в 2015 году, когда заемщик сорвал срок сдачи четвертой очереди ЖК, банк переуступил права требования, обеспеченные залогом квартир и нежилых помещений, в пользу банка «Объединенный капитал» миллиардера Александра Евневича. Сумму договора цессии стороны не раскрыли, но участники рынка считают, что дисконт в таких сделках обычно составляет 10-30% от номинала.
Одним из крупнейших заемщиков МБСП, судя по данным реестра залогового имущества, является московская строительная компания «Олимп» бизнесмена Гургена Багдасаряна. По кредиту в 1,1 млрд рублей она заложила коммерческое помещение площадью 1,3 тыс. м2 в столичном жилом комплексе «Большая семерка». В настоящее время застройщик находится в «нулевой» стадии банкротства.
Проблемными могут стать и две банковские гарантии МБСП на общую сумму 760 млн рублей за «Мосметрострой» по контрактам на строительство московской подземки. Сегодня по крайней мере одна из двух структур столичного заемщика, давших залоги по этой гарантии, — ООО «Тоннель-2001» — находится в «нулевой» стадии банкротства.
Дело в одном
Источник, близкий к владельцу банка Сергею Бажанову, заверил, что никаких объективных причин, приведших к отзыву лицензии, не было: «Не было вообще никаких проблем, это был хороший чистый банк».
Но, по словам экспертов рынка банкротства, базовая проблема небольших российских банков — авторитарный стиль управления единоличных собственников. «Все маленькие банки (а у нас каждый четвертый «клиент» из таких) похожи на своих хозяев, — говорит один участников рынка, у которого в портфеле более 40 банкротящихся кредитных организаций. — Корень их проблем именно в том, что все ключевые решения принимает один человек, руководствуясь своими личными симпатиями и эмоциями».
В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выплачивает страховое возмещение вкладчикам данного банка. «МБСП находится под управлением временной администрации, назначенной Банком России», — сообщили в пресс-службе АСВ. Администрация будет действовать до тех пор, пока арбитражный суд не назначит МБСП конкурсного управляющего или ликвидатора. А до того момента АСВ не может комментировать происходящее в банке.
Справка о банке МБСП
Банк МБСП (активы — 41,2 млрд рублей, капитал — 9,1 млрд рублей, чистая прибыль — 181 млн рублей на 3 сентября 2018 года) был создан в 1999 году на базе Петербургского лесопромышленного банка. Ключевым владельцем кредитной организации (92,3%) на всем протяжении ее истории был миллиардер Сергей Бажанов. На пике активы банка достигали 52 млрд рублей, что позволило ему стать шестым по размеру банком Петербурга.
Кредитная организация лишилась лицензии 31 октября 2018 года после двух недель работы временной администрации АСВ. Центробанк сделал вывод, что банк не соблюдает нормативы достаточности капитала. Вкладчики-физлица, по данным ЦБ, получат возмещение по системе страхования вкладов на общую сумму около 16 млрд рублей (по 1,4 млн рублей на одного человека).