«Интеркос» на продажу. Колпино оставят без автокомпонентов

В Петербурге продается остановивший производство завод по выпуску автокомпонентов «Интеркос IV», входящий в состав Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Эксперты говорят, что найти интересантов будет проблематично: в городе нет инвесторов, способных выложить за актив данного профиля 3 млрд рублей.

По данным объявления на «Авито.ру», на продажу выставлен производственный комплекс площадью 120 тыс. м2 в Колпино. Стоимость объекта — 3 млрд рублей.

В объявлениисказано, что инженерная инфраструктура завода находится в рабочем состоянии, а параметры цехов и крановое оборудование большой грузоподъемностью могут заинтересовать инвестора из отрасли тяжелой промышленности.

Продавцом объекта выступает компания Ires Group. На запрос по поводу размещенного объявления там не ответили, но три участника рынка сообщили «Новому проспекту», что речь идет о заводе ММК «Интеркос IV» в Колпино. В пресс-службе ММК и самом «Интеркосе» продажу завода комментировать отказались.

Миллиардный актив

Еще два участника рынка рассказали о том, что им известно о продаже. По их словам, ММК действительно пытается продать «Интеркос», но покупателя пока нет.

Начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский тоже считает, что речь может идти о продаже «Интеркоса». «Судя по описанию, продается крупное производственное предприятие сферы машиностроения», — говорит он.

По мнению аналитиков, рыночная цена завода действительно может составить несколько миллиардов рублей. «С учетом формата и уровня оснащения объекта экспонируемая стоимость может достигнуть 10 млрд рублей. Актив может быть интересен крупным промышленным холдингам под локализацию в Северо-Западном регионе», — отмечает Александр Шевелев, заместитель руководителя отдела складской недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE.

Сергей Федоров, управляющий партнер East Real, по-другому оценивает стоимость объекта. «Его рыночная цена находится в районе 2,5 млрд рублей. Но даже при такой цене в горизонте года найти покупателя будет нелегко. Объект привлекателен именно в текущей производственной функции и тем, что он готов к эксплуатации. Однако, учитывая его площадь, это должно быть довольно крупное производство. Сегодня я не вижу промышленных инвесторов, которые могли бы проявить интерес к объектам такого масштаба в Петербурге», — заключает эксперт.

Стратегическое предприятие

Завод «Интеркос IV» специализировался на производстве штампов и пресс-форм для автомобильной промышленности. В 2007 году предприятие вошло в состав Магнитогорского металлургического комбината.

В 2010 году ММК на новой площадке «Интеркоса» ввел в эксплуатацию сервисный металлоцентр и установил высокотехнологичное оборудование по переработке металла. Весной 2011 года также был запущен участок мелкой штамповки. Инвестиции в расширение производства превысили € 300 млн. Городские и федеральные власти считали проект ММК по расширению «Интеркоса» стратегическим: на закладку первого камня и открытие завода приезжал президент РФ.

На момент расширения «Интеркоса» перспективы его работы казались радужными, автомобильный кластер в Петербурге тогда активно развивался. Но в 2017 году «Интеркос» прекратил работу, а оборудование было перевезено в Магнитогорск. С тех пор площадка работает в основном как склад, говорят участники рынка. По их данным, причиной остановки «Интеркоса» могла стать неправильно выбранная стратегия развития предприятия.

«История проектов создания производств автокомпонентов последнего десятилетия показывает, что успешными оказались те, кто изначально ориентировался на сотрудничество с одним автозаводом и сумел так или иначе встроиться в его производственную и логистическую цепочку. Например, ряд местных поставщиков автокомпонентов для петербургских Hyundai или Toyota в итоге разместились на территории самих автозаводов», — говорит эксперт по рынку автомобилей Денис Гаврилов.

Большие же проекты вроде «Интеркоса» были рассчитаны на поставки продукции для нескольких автосборочных производств, не будучи четко «заточены» ни под одно из них. «Уход нескольких таких основных потребителей (а для «Интеркоса» это был сначала GM, потом Ford) негативно отразился на производителе автокомпонентов», — продолжает Денис Гаврилов.

Теоретически предприятие могло попытаться переориентироваться на других потребителей в других регионах, но время было упущено: к моменту начала проблем у «Интеркоса» вакантные места уже были заняты местными производителями.

«Фактически «Интеркос» ушел с рынка несколько лет назад, нынешняя продажа — лишь оформление этого факта. Потенциальным покупателем данной площадки может стать любое промышленное предприятие, это необязательно должно быть производство автокомпонентов», — заключил эксперт.


СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным СПАРК, выручка ООО «Интеркос IV» от продаж за 2020 год составила почти 29 млн рублей, убыток — 89 млн рублей, чистые активы — 2,4 млрд рублей.

Актуально сегодня