Кофейная гуща. Производители кофе наращивают мощности в России

Потребление кофе в России в этом году из-за карантина может снизиться на 5–7%, но крупные производители кофе продолжают инвестировать в расширение производства. Это позволит им в перспективе снизить себестоимость продукции и сохранить позиции на рынке.

Кофе много не бывает

Как стало известно «Новому проспекту», компания «Якобс Дау Эгбертс Рус» в октябре приступила к строительству новой очереди завода по производству растворимого кофе в Ломоносовском районе Ленобласти. В итоге мощность предприятия будет увеличена с 20 тыс. до 27 тыс. т кофе в год.

По информации Госстройнадзора по Ленобласти, в рамках расширения фабрики «Якобс Дау Эгбертс Рус» планирует возвести производственно-складской корпус и офисные помещения. Предварительные сроки завершения строительства — 2021 год. Объем вложений в расширение компания не раскрывает. По оценкам экспертов, инвестиции могут составить около 5 млрд рублей. Эксперты полагают, что после расширения компания заместит часть экспортных поставок продукцией местного производства.

Во Всеволожском районе Ленобласти также наращивает мощности фабрика по выпуску растворимого кофе ГК «Орими». Предприятие начало работать в конце прошлого года. Как ранее отмечали в компании, проектная мощность фабрики (на которую она еще не вышла) — 4,5 тыс. т в год. Инвестиции в проект превысили $100 млн.

Как сообщили «Новому проспекту» в ГК «Орими», строительство фабрики связано с планами холдинга по максимальному импортозамещению и росту уровня локализации производства в России. Новый завод позволит «Орими» выпускать в России все виды кофе и снизить себестоимость продукции. До запуска производства во Всеволожском районе компания производила только натуральный обжаренный кофе, а растворимый импортировала. 

Локализация в тренде

Эксперты отмечают, что планы компаний по расширению, несмотря на коронакризис, актуальны. По мнению генерального директора ИА INFOLine Ивана Федякова, локализация производства в России сейчас оправдана: компании смогут увеличивать прибыль, оставляя в стране добавленную стоимость. 

С ним согласен генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия: «Все инвестиции на кофейном рынке сейчас логичны и направлены на повышение эффективности производства и сохранение позиций на рынке».

После расширения производства компании также смогут увеличить экспорт продукции из России в страны постсоветского пространства и не только.

Время сильных и больших

Основными игроками рынка кофе в России на протяжении последних лет остаются компании «Нестле», «Якобс» и «Орими» (их совокупная рыночная доля стремится к 50%), а также компании Strauss и MacCoffee. По мнению экспертов, доли основных игроков могут увеличиться за счет того, что с рынка будут уходить мелкие компании, которые не переживут кризис. 

«Что касается потребления кофе, то из-за коронавируса оно может снизиться со 180 тыс. т до 160 тыс. т в 2020 году», — дает предварительный прогноз Рамаз Чантурия. В денежном выражении, по оценкам экспертов, емкость рынка кофе в 2019 году составила около $3,5 млрд. «С учетом самого благоприятного прогноза на восстановление рынка уйдет около полугода», — полагает аналитик ГК «Финам» Наталия Аседова.

Роман Ваганов, директор группы реализации проектов исследовательской компании GfK, дает довольно оптимистичные прогнозы по поводу устойчивости рынка кофе. По его словам, за 9 месяцев текущего года потребление кофе дома выросло на 9,2%, причем наиболее активно (на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) растут продажи зернового и молотого кофе.
 
«Кофе — одна из наиболее устойчивых к всевозможным катаклизмам категория: потребители неохотно отказываются от устоявшихся привычек, например, чашки любимого напитка по утрам. Люди склонны переносить потребление этой продуктовой категории из закрытых кафе домой», — добавляет Роман Ваганов.

HoReCa подкачал

По данным Рамаза Чантурии, в прошлом году потребление кофе и различных кофейных напитков в России впервые обогнало потребление чая: 180 тыс. т кофе против 140 тыс. т чая. «Рост обеспечивают молодые россияне в возрасте от 20 до 40 лет, для которых потребление кофе стало уже образом жизни. Россияне старше 40 лет чаще всего предпочитаю чай, как более «деликатный» и сбалансированный напиток», — поясняет эксперт.

В этом году потребление кофе снизилось из-за карантинных мер: в общепите просел сегмент HoReCa, который обеспечивает около 30% от общего потребления кофе в стране. «Если не будет нового перевода людей на удаленку, драматического падения потребления в сегменте кофеен ожидать не стоит», — говорит Максим Завьялов, основатель школы кофейного бизнеса, СЕО и основатель сервиса по внешнему операционному управлению кофейнями. 

По его мнению, в ближайшее время сегмент HoReCa будет развиваться за счет открытия новых кофеен не только в крупных городах, но и в регионах. «Это целое поле для открытия новых заведений», — отмечает он. Что касается Москвы и Петербурга, то они будут двигаться к более качественным концепциям, например, к кофейням с небольшими кухнями, алкоголем, более дорогим ремонтом и новыми уникальными концепциями, уверен эксперт.

С началом пандемии ожидаемо получила развитие и онлайн-торговля кофе. «Продажи этого продукта увеличились весной 2020 года, но основной всплеск спроса произошел осенью — продажи в октябре выросли в 2,5 раза в годовом сопоставлении. В топе предпочтений пользователей в этом году молотый кофе и кофе в капсулах», —  сообщила коммерческий директор Ozon Ольга Москвичева. «У маркетплейсов есть такое конкурентное преимущество, как возможность предоставить гораздо больше позиций, чем обычный магазин. Это важно. Так что мы увидим дальнейшее бурное развитие этого сегмента», — заключил Иван Федяков.

Фото фабрики «Якобс Дау Эгбертс Рус»: jacobsdouweegberts.com

Актуально сегодня