Ключ к рынку Петербурга. «Ключавто» покупает автосалоны группы Inchcape
Британская группа Inchcape ведет переговоры о продаже своих петербургских автоцентров с холдингом «Ключавто» из Краснодара, который контролирует семья миллиардера Виктора Сергеева. Сделка, которую эксперты оценивают в 7 млрд рублей, может стать самой крупной на рынке города за последние годы.
Как стало известно «Новому проспекту», один из крупнейших автодилерских холдингов из Краснодара «Ключавто» ведет переговоры с британской группой компаний Inchcape о выкупе ее петербургских автоцентров. Если сделка состоится, на рынке Петербурга появится новый федеральный игрок, который ведет активную экспансию по всей России.
В «Ключ Авто» и Inchcape не ответили на запросы издания, однако информацию о переговорах подтвердили многие участники рынка. Некоторые собеседники предполагают, что компании уже достигли договоренностей и сделка состоится в ближайшее время, если уже не идет. Другие говорят, что пока обсуждается сумма сделки. Она может составить, по некоторым данным, до 7 млрд рублей.
В сделку войдут Ауди Центр Витебский, Лексус Центр Пулково, Тойота Центр Пискаревский, Тойота Центр Пулково и, вероятно, шоурум Rolls-Royce Motor Cars St.Petersburg.
Сильный ход
Последний год холдинг «Ключавто» ведет активную экспансию на российском рынке. В частности, год назад он выкупил дилерский центр Mazda в Волгограде, ранее принадлежавший ГК «Мега-Авто». В начале 2021 года компания заявила о выкупе омского автохолдинга «Евразия Моторс» — сумма сделки оценивалась до 1,5 млрд рублей.
Эксперты говорят, что «Ключавто» давно планировал войти на петербургский рынок. В прошлом году компания открыла в здесь центр по продаже машин с пробегом под брендом «Select от Ключавто».
Сделка в Петербурге поможет «Ключавто» полноценно выйти на федеральный уровень, потому что Северная столица — это второй рынок по объему в России после Москвы», — комментирует владелец компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. Он не исключает, что компания планирует стать №1 в России. «Финансовые возможности для этого у нее есть, технологически она подтянется», — рассуждает он.
«Ключавто» в последние годы активно осваивает новые регионы. На рынке сложное время, но для крупного холдинга это шанс увеличить свое присутствие. А для Inchcape возможно, это способ оптимизировать активы, если условия сделки устроят компанию», — говорит Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю».
Уйти по-английски
О том, что британская Inchcape планирует уйти из России, на рынке говорят уже несколько лет. «Полагаю, это связано с политикой компании, которая работает на тех рынках, где одновременно является дистрибьютором и дилером. В России иная модель, у нас разделяется дистрибьюция и дилерство. Хотя последние годы Inchcape демонстрирует прибыль. Но она значительно ниже, чем им хотелось бы», — говорит Олег Мосеев.
Напомним, что Inchcape появилась на российском рынке в 2006 году, выкупив 75,1% «Аксель Кар» (ГК Аксель», которая занималась продажами Тойота и Лексус в Петербурге). Затем компания постепенно наращивала активы, выкупая их у других игроков, в том числе у ГК «Олимп» Евгения Войтенкова. В Москве Inchcape выкупала активы у группы «Муса Моторс,» холдинга «Независимость» и открывала новые автоцентры. На сегодняшний день у компании в портфеле четыре автоцентра, один шоу-рум и технический центр в Петербурге, а в Москве — 16 автоцентров. В портфеле бренды Jaguar Land, MINI, BMW, Rolls-Royce, Volvo Центр, Toyota, Genesis, Hyundai, Mitsubishi, Infiniti, Lexus, Audi. В 2020 году Inchcape продал 16 064 новых автомобилей, что на 18% меньше, чем годом ранее. Выручка компании составила 78,6 млрд рублей, что на 8% меньше, чем в 2019 году.
По информации участников рынка, Inchcape ведет переговоры по продаже московских активов с автомобильной группой «Авилон», ГК «Рольф» и другими игроками. Эксперты отмечают, что продавать по отдельности активы в Москве и Петербурге — это верное решение, поскольку на крупный дилерский бизнес покупателя найти довольно сложно.
Если сделка между Inchcape и «Ключавто» состоится, она станет одной из крупнейших на петербургском рынке за последние несколько лет (в прошлом году активы распродавал автохолдинг Мега-Авто). На рынке города появится новый сильный игрок. В 2018 году (более новых данных нет) в рейтинге автохолдингов Петербурга Inchcape занимала 12-место, а ее долю рынка «Auto-Dealer-СПб» оценивал в 3,4%.
Справка «Нового проспекта»:
Компания «Ключавто» была основана в Краснодарском крае в 2001 году. Сегодня в ее портфеле марки Audi, Bentley, BMW, Changan, Chery, Datsun, Ford, Fuso, Geely, Genesis, HAVAL, HINO, Hyundai, Jaguar, KAMAZ, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mercedes-Benz Trucks, Mercedes-Benz VAN, Mitsubishi, Nissan, Renault, ŠKODA, Toyota, Volkswagen. Они представлены 84 автоцентрах (70 дилерских центров по продаже новых автомобилей, 14 центров по продаже автомобилей с пробегом) в 18 городах страны.
В 2020 году компания заняла 112-е место в рейтинге 200 крупнейших частных компаний России по версии Forbes. В 2020 году компания продала 43187 новых автомобиля, что на 15% меньше, чем в 2019 году. При этом выручка выросла до 110,69 млрд рублей, что на 7% больше, чем в 2019 году (по данным «АвтоБизнесРевю»). Холдинг принадлежит семье Виктора Сергеева и входит в пятерку крупнейших автохолдингов России.