«Клей» для дорог. TA Group построит битумный терминал на Северо-Западе

Компания TA Group построит в Новгородской области битумный терминал стоимостью 1,5 млрд рублей. Он обеспечит вяжущими веществами дорожные стройки Северо-Запада, центра России и стран Балтии. 

Компания TA Group (ранее ГК «ТА Битум») приступила к изыскательским работам на участке в 32,5 га у деревни Подберезье в Новгородской области. Через 2 года она планирует построить там терминал по перевалке и хранению битума за 1,5 млрд рублей (битум — побочный продукт нефтепереработки, тот самый «клей», который держит асфальтобетонную смесь. — Прим. «НП»).

«Общестроительные работы начнутся этим летом», — рассказали «Новому проспекту» в компании. Реализация проекта будет проходить в две очереди: запуск первой планируется в конце 2022 года, второй — к концу 2023 года. Мощность хранилища составит 50 тыс. т битума с возможностью расширения до 100 тыс. т. Терминал сможет принимать до 3 тыс. т и отправлять до 2 тыс. т битума в сутки. 

Помимо услуг по перевалке битума на терминале в Подберезье планируют ежесуточно производить по 500 т полимерно-битумных вяжущих, а также мастик, эмульсий и дорожных лент. «Кроме того, инвестор рассматривает возможность организации на этом же участке производства оборудования для создания подобных терминалов», — рассказали в Трубичинском сельском поселении, на территории которого реализуется инвестпроект.

TA Group рассчитывает получать битум с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Поволжье и близлежащих регионах, в частности с Киришского и Московского НПЗ, завода Рязанской нефтеперерабатывающей компании, завода «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле, «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтеза». 

Проект с прицелом на экспорт

Перспективными для сбыта регионами в TA Group называют Северо-Западный и Центральный федеральные округа, а также страны Балтии. «На Северо-Западе удобно создавать и расширять битумное производство с прицелом на экспорт», — полагает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. По его словам, конкуренция здесь невысока, и инвестиции наверняка окупятся. «Момент для строительства выбран довольно удачно: рубль девальвировался в 2020 году, и российские нефтепродукты, включая битумы, стали более привлекательны по цене, чем год назад», — резюмирует Валерий Емельянов.

Аналитики оценивают мощности будущего терминала как «небольшие» на фоне общего объема производства битума в стране, который составляет около 7 млн т в год. «Примерно 50 тыс. т хранения — небольшой объем. Такой терминал можно считать региональным», — говорит начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. 

Это первый проект TA Group на Северо-Западе. Благодаря новому терминалу в Подберезье компания собирается обеспечивать вяжущими веществами дорожно-строительные отрасли Новгородской и соседней областей, а также «нивелировать дефицит битумных материалов в период высокого сезонного спроса». 

Купить дешевле, продать дороже

Основными потребителями битума являются компании, занятые в строительстве и ремонте дорог. Благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» этот сегмент экономики не испытывает недостатка финансирования. Только в Новгородской области до 2024 года планируется ремонт 2,2 тыс. км дорог, на что выделят 21 млрд рублей. 

В Петербурге на трехлетнюю адресную инвестиционную программу 2021–2023 годов по строительству и ремонту дорог потратят 42,3 млрд рублей. А в Ленобласти на ремонт только местных дорог в ближайшие 3 года потратят 2,1 млрд рублей.

Активизация дорожно-строительной отрасли неизбежно приводит к увеличению потребностей инфраструктурных компаний в битуме. Так, по данным Alto Group, в 2020 году производство нефтяных битумов в России увеличилось по сравнению с 2019 годом на 11% и составило более 7,7 млн т. При этом, отмечают эксперты, производственные мощности недозагружены примерно на 40–45%, так как нефтеперерабатывающим заводам не хватает терминалов для хранения битума. Из-за этого в высокий сезон наблюдается дефицит битума и значительный рост цен на него. Например, в 2018 году дефицит битума оценивался в 1 млн т, а рост цен на него в высокий сезон в отдельных регионах достигает 35%.

«Инвестор хочет, по сути, заработать на разнице в цене битума: купить его по нынешним низким ценам и продать, когда дорожное строительство оживится и цены на продукцию вырастут», — полагает Дмитрий Кумановский.

Однако, прогнозирует он, в будущем объемы производства битума будут сокращаться. «Дело в том, что многие предприятия сейчас проводят модернизацию, которая позволит выпускать бензин класса Euro-5. А чем выше экологический стандарт топлива, тем меньше получается отходов при его производстве», — говорит эксперт. 

Справка «Нового проспекта»:

TA Group

существует с 1994 года и занимается строительством битумных терминалов. В состав группы входят несколько компаний: «ТА Битум», «ТА Битумные терминалы», «ТА Логистические решения», «ТА Инжиниринг» и ТА «Транспорт». В 2014 году тогда еще ГК «ТА Битум» ввела в эксплуатацию битумный терминал в Сальске (Ростовская область), который позволяет хранить 30 тыс. т битума и переваливать 140 тыс. т битума и других вяжущих компонентов в год. В 2018 году «ТА Битум» продала этот терминал компании «Газпромнефть — Битумные материалы» и в том же году начала новое строительство, на этот раз в Екатеринбурге. Первая очередь уральского терминала с возможностью единовременного хранения 53 тыс. т вяжущих веществ запущена в 2020 году. Окончание строительства намечено на 2021 год. 

Актуально сегодня