Китайское пришествие
JAC — крупнейший китайский государственный автоконцерн, который производит легковые, грузовые машины и автобусы — более 700 тыс. в год. В свое время JAC собирал автомобили на заводе Derways в Карачаево-Черкесии, но в 2016 году свернул производство и покинул российский рынок. Сейчас выпуск автомобилей отлажен в Казахстане, автодилеры выбрались из затяжного кризиса, и производитель решил вернуться.
Новый партнер
Флагманские марки компании — это городские кроссоверы JAC S3 и S5, стоимость которых начинается от 749 тыс. рублей. На этом поле китайский бренд успешно конкурирует с продукцией корейского Hyundai и французского Renault. За последние пять месяцев JAC обзавелся шестью партнерами в России: пять дилеров уже работают в Москве, один в Ярославле. Дистрибьютором марки выступает российское ООО «Джак Автомобиль», где не уточняют планы дальнейшего развития сети.
Однако, как выяснил «НП», в ближайшее время JAC выйдет на рынок северной столицы, открыв сразу четыре шоурума в партнерстве с компанией «Сатурн» (работает под брендом «Автостиль»). Она будет торговать автомобилями JAC в своих действующих центрах на ул. Комсомола, Выборгском шоссе, Краснопутиловской ул. и шоссе Революции. Новая марка будет соседствовать с другими китайскими брендами, которые уже есть в портфеле «Сатурна»: Lifan, Chery, Zotye, FAW, Dong Feng, Hover и Ravon.
В начале года дилер открыл автосалон в Великом Новгороде. Компания подконтрольна Дмитрию Юрченко. За 9 месяцев 2018 года она продала 715 новых машин (за тот же период 2017 года — 470).
Как отметил Дмитрий Юрченко, китайские марки показывают стабильные результаты. «Мы давно работаем с китайским автопромом, и, надо отметить, его качество несравнимо выросло по сравнению с тем, что было еще 5-7 лет назад. Если раньше китайские марки приобретали как бюджетный вариант, когда не хватало денег на более дорогих «корейцев» или «европейцев», то теперь у таких машин есть свой пул покупателей», — говорит он. В планах дилера на 2019 год ежемесячно продавать по 5-7 автомобилей марки, а затем утроить продажи.
Легкие машины
Российские автодилеры охотно берут в портфели китайские бренды еще и потому, что они не требуют вложений в отдельно стоящие шоурумы. И точно так же легко от них отказываются. Сами бренды быстро входят на рынок, но при резком падении спроса легко сворачиваются и уходят.
Кризис нанес серьезный удар по китайскому автопрому: из 670 российских дилерских предприятий закрылось 160. Продажи китайских марок упали втрое — до 32 тыс. автомобилей в 2017 году (для сравнения: в 2013 году они перевалили за 101 тыс. автомобилей). Доля рынка китайских марок в 2013 году составляла 3,9%, а сейчас не превышает 2%.
Однако в последнее время ситуация улучшается. По данным «Автостата», за 9 месяцев 2018 года продажи составили 25 тыс. машин (на 15% больше, чем за тот же период годом ранее). Почти 45% этого объема приходится на бренд Lifan, на втором месте Chery с результатом 4,2 тыс. автомобилей, на третьем — Zotye с 2 тыс. машин. В пятерку лидеров также входят Geely и Haval.
В Петербурге в III квартале 2018 года продажи «китайцев» составили 1915 машин, что на 3% больше, чем за тот же период годом ранее. С начала года «Авангард» начал продажи Geely, компании «Экспо Кар» и ГК «АвтоПремиум» взяли на реализацию марку Hawtai, «Автостиль» открыл три точки по продаже FAW.
Умение продать
Как поясняет Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб», за последние 4 года общая картина на рынке китайских брендов в Петербурге существенно изменилась.
«Например, в 2014 году в лидерах были марки Chery и Geely. Но в период общего падения рынка лидерство в сегменте захватил Lifan и удерживает его по сегодняшний день. Часть брендов ушла с рынка, но им на смену пришли другие игроки — Zotye, Haval, Hawtai. Ротация в сегменте довольно высокая, но это не влияет на общую ситуацию — объем продаж китайских автомобилей стабилен, как и их доля на рынке города», — говорит эксперт.
Как отмечает совладелец ГК «Автопремиум» Алексей Николаев, успех малоизвестных китайских брендов зависит во многом от усилий импортера, вложений в дилерскую сеть и маркетинг. По его словам, дилеры берут такие бренды в портфель только на очень выгодных для себя условиях.
Фото: Иван Буранов/Коммерсантъ