Китайское далёко. Как идет экспорт из России в Поднебесную
Почти 2 года российские производители, в том числе из Северо-Запада, заявляют об усилиях по открытию новых рынков для экспорта, в первую очередь рынка Китая. «Новый проспект» поинтересовался, какие отечественные компании смогли организовать поставки в Поднебесную, а у кого из них возникли проблемы.
За 2 года санкций для многих российских производителей Китай стал одним из самых желанных рынков сбыта, а для кого-то и основным.
О развороте российской экономики на Восток говорит статистика. За 2023 год российско-китайский товарооборот, по данным Главного таможенного управления КНР, составил рекордные $ 240 млрд. Стабильно двузначными темпами растет экспорт в Китай химических продуктов и удобрений. Более чем на 20% в физическом выражении выросли поставки в Поднебесную российской целлюлозы и картона (на них приходится более 15% от общего китайского импорта данной продукции). Об этом сообщили «Новому проспекту» в Российском экспортном центре (РЭЦ).
Активно растут и поставки сельхозпродукции. По итогам 11 месяцев 2023 года экспорт российской аграрной продукции в Китай составил $ 6,8 млрд, что на 60% выше, чем в 2022 году, а совокупный товарооборот между странами по этому пункту приблизился к $ 9 млрд (+40% к уровню прошлого года), отметили в пресс-службе РЭЦ.
«И есть все предпосылки для дальнейшего увеличения отечественного экспорта в Китай. Совершенствуется логистическая инфраструктура, открыт железнодорожный мостовой переход Нижнеленинское — Тунцзян и автомобильный Благовещенск — Хэйхэ. Идет реконструкция нескольких других действующих погранпереходов. На очереди — расширение приграничной складской инфраструктуры», — сказали в пресс-службе РЭЦ.
Кроме того, открываются новые ниши для торговли, прежде всего продовольствием: свининой, пшеном, рисом и кукурузой.
Кроме того, в конце прошлого года был подписан крупнейший контракт на поставку зерновых из России в Китай на сумму около $ 25,7 млрд. «Это знаковое для России соглашение», — комментирует генеральный директор ООО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. По его словам, также активно в Китай поставляется рапс. Поставки идут из центральной и южной России.
Молочные реки и аквакультура
Производители Северо-Запада тоже хотят развивать экспорт в Китай. «Есть запрос как на поставки продукции туда, так и на импорт различных товаров из КНР. Он, несомненно, увеличился с 2022 года», — комментирует Игорь Муравьев, исполнительный директор Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты. По его словам, за консультациями в ЛОТПП обращаются производители различного оборудования, сельхозпродукции.
Однако пока торговля аграрной продукцией региона с Китаем идет не очень активно. Например, ГК «Северная креветка» из Ленобласти и Шаньдунская международная торговая компания в мае прошлого года подписали первый экспортный контракт на поставку копченой креветки в Китай на сумму 650 млн рублей. Договор собирались исполнить до конца 2023 года. «Но сотрудничество не сложилось», — сообщили в ГК «Северная креветка».
А поставки молочной продукции с Северо-Запала России в Китай только начинают развиваться. Контракт на экспорт ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей в Китай еще в 2019 году подписала ГК «Галактика».
«Однако сейчас это направление не особо развивается, потому что большого спроса на продукцию нет. Поставки в Китай будут интересны компаниям, которые производят сухое молоко», — пояснил представитель «Галактики».
По словам главы Союзмолока Артема Белова, Китай импортирует в первую очередь сухое молоко и сыворотку. «Однако у них также есть интерес к питьевому молоку и другим продуктам», — добавляет эксперт. По его словам, некоторые крупные производители нацелены занять часть этого рынка. Например, представительства в Китае уже открыли «Комос Групп», «ЭкоНива», Брянский сыродельный завод.
Лес меняет логистику
Гораздо бодрее идет экспорт в Китай пиломатериалов с Северо-Запада. Фактически для многих переработчиков древесины, которые ранее работали на Европу и Финляндию, поставки в Китай стали единственной возможностью выжить. И хотя некоторые компании не рассказывают напрямую о том, как поменялись их логистические каналы, статистика говорит сама за себя: в прошлом году из СЗФО в Китай экспортировали 3,8 млн м3 пиломатериалов.
По оценкам аналитического агентства WhatWood, в сравнении с показателями 2022 года объемы экспорта в 2023 году выросли на 60%. Это произошло во многом благодаря сильному снижению ставок на контейнерные отгрузки в Китай из европейской части России. «Расшивка» узких мест в логистике также позволила переориентировать часть поставок с Северо-Запада на Восток, говорит эксперт.
В свою очередь, усиление конкуренции среди операторов и логистических компаний, а также необходимость в обратной загрузке контейнеров в Китай привели к снижению ставок на перевозку пиломатериалов. Также помогли субсидии на транспортировку продукции лесного комплекса через порты Северо-Запада, отмечают в WhatWood.
Восток — дело тонкое
Сложности поставок российской продукции в Китай эксперты оценивают по-разному. Например, Артем Белов считает, что особых проблем нет, присутствуют только вопросы с логистикой.
«Да, с китайцами бывает сложно договориться о поставках. Но если им нужен предлагаемый товар и цена приемлема, сделки складываются. Мы уже видим, что зерно на экспорт идет на ура, а по поставкам свинины не могли договориться очень долго», — комментирует один из экспертов рынка.
По словам Игоря Муравьева, есть также разница в алгоритмах ведения бизнеса в Китае и в европейских странах. «На Востоке другой менталитет, своя специфика документооборота, свои юридические моменты, которые надо учитывать. Даже прочитать договор на английском и сверить его с иероглифами не так-то просто — нужно иметь навыки», — поясняет он.
Кроме того, зачастую объемы поставок, которые были достаточными для европейских стран, могут оказаться слишком маленькими для Китая. Многие контракты не складываются по этой причине.
«На первом этапе нужно провести аудит продукции, которую планируется поставлять, вложиться в маркетинг, найти консультантов, а это непросто», — перечисляет Игорь Муравьев.
«Если рынок вам незнаком, не поленитесь найти эксперта, который поможет вам вести работу хотя бы несколько месяцев, чтобы не наделать ошибок», — заключает он.