Кино покажут добровольно-принудительно
С началом военной операции на Украине россияне потеряли доступ к новинкам мирового кинематографа и музыки. В ответ Россия начала готовить законопроект, который позволит использовать и демонстрировать в стране контент, являющийся интеллектуальной собственностью компаний из «недружественных стран».
Все ушли
С начала операции на Украине российские зрители и слушатели потеряли возможность слушать и смотреть новинки мирового кинематографа и музыки. Первой студией, остановившей проекты в стране, стала Disney. Еще в марте она перенесла на неопределенный срок премьеру мультфильма Pixar «Я краснею». Также россияне не посмотрят блокбастер Marvel «Доктор Стрэндж»: в мультивселенной безумия» и спин-офф «Истории игрушек».
Официально перестала работать в России и компания Warner, которая планировала прокат фильмов «Бэтмен» (хотя позже некоторые кинотеатры всё равно показывали пиратские копии фильма) и третью часть «Фантастических тварей». Не вышла в конце марта и картина «Морбиус» от Sony.
Не остались в стороне и музыкальные издатели: Universal Music Group, Sony Music и Warner Music теперь не работают с Россией. Также в их рядах музыкальные сервисы Apple Music, Spotify, Deezer.
Достойный ответ
В апреле в СМИ появилась информация о разработке законопроекта, который позволит использовать и демонстрировать в России контент, являющийся интеллектуальной собственностью компаний из «недружественных стран».
Для этого планируется поменять действие принудительной лицензии. Принудительная лицензия — это разрешение, выдаваемое государственными органами заинтересованному лицу на использование запатентованного изобретения. Законотворцы хотят расширить ее действие и на медиаконтент. Получить такую лицензию можно через суд. И если в случае с патентом он не должен при этом использоваться его автором в течение 4 лет, то для контента этот срок «не считается».
«Это процедура по статье 1360 ГК не предусматривает согласия правообладателя», — пояснил на конференции «Интеллектуальная собственность — 2022» старший юрист Lidings Владислав Рябов. Но поскольку статья применяется в случае крайней необходимости (в интересах обороны и безопасности РФ, охраны жизни и здоровья граждан), юрист убежден, что для новой интерпретации потребуются дополнительные нормативно-правовые акты. «Формулировки пока расплывчатые и фактически отдаются на откуп правоприменителю. В частности, нет регламента, какие документы надо предоставлять на выдачу лицензии, нет критериев, когда лицензию выдать, а когда отказать», — привел примеры Рябов.
Также сообщалось, что зарубежный правообладатель может подать в суд, чтобы прекратить действие принудительной лицензии, однако есть нюанс: «если обстоятельства, при которых лицензия была предоставлена, исчезнут». То есть, к примеру, после заключения нового договора.
Противники и сторонники
Против принудительного лицензирования выступила Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая Sony Music, Universal Music, Warner Music. Письмо федерации было направлено в Администрацию президента РФ. В НФМИ считают, что такие действия приведут к ответным мерам в отношении российской музыки за рубежом, изъятию российских сервисов из магазинов приложений и другим негативным последствиям.
Однако есть и желающие. «Нет ничего удивительного в том, что организация американских музыкальных мейджоров выступает против принудительного лицензирования», — говорит исполнительный директор Ассоциации музыкальной индустрии Дмитрий Коннов. Эксперт считает, что принудительные лицензии позволят продолжить развивать российские креативные индустрии и в то же время не откатиться к «пиратским нулевым». «В конце концов законодатель предлагает воспользоваться вполне легитимным правовым инструментом, уже зарекомендовавшим себя в патентном праве», — заключил он.
По словам советника адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елены Авакян, принудительное лицензирование не даст возможность в открытую похищать интеллектуальную собственность, в отличие от легализации пиратства. Однако юрист, как и коллеги, считает, что в законопроекте будет необходим механизм, которые всё же позволит выдавать правообладателям компенсацию.
Пока же, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, кинопоказ, проводимый без лицензии, подпадает под действие ст. 146 УК РФ как умышленное использование объектов авторских и смежных прав.
Портал для работников киноиндустрии «ПрофиСинема» писал, что официально из игроков рынка мало кто хочет комментировать, как бы отнеслись стриминговые сервисы и кинопрокатные компании к вероятному принудительному лицензированию. Однако изъятие правообладателями существующего контента из их библиотек (а это зачастую 90% всей продукции) они называют маловероятным.
Тем не менее, судя по всему, принудительному лицензированию в кино и музыке в России всё же быть. «Если поток зарубежного контента не восстановится, люди не будут смотреть русское кино в 5 раз больше. Они просто будут искать другие способы доступа к зарубежным фильмам, в том числе на пиратских ресурсах», — предсказал будущее на выставке CPS-2022 продюсер и вице-президент кинокомпании Star Media Никита Трынкин.