Хрупкий бизнес. Турецкий инвестор расширит выпуск стеклотары в Ленобласти
Турецкая компания «Русджам Стеклотара Холдинг» («РСХ») проводит реконструкцию стекольного завода в Киришах и разрабатывает проект по строительству новой очереди предприятия стоимостью € 30 млн. Спрос на стеклотару активно растет не только в России, но и за рубежом, однако политические риски снижают активность инвесторов даже из дружественных России стран.
Компания «РСХ», которая управляет стекольным производством в Киришах, планирует построить новую очередь завода. Об этом «Новому проспекту» рассказали два источника в Киришском районе Ленобласти, а также один из участников рынка, знакомый с ситуацией.
Новое производство может появиться или в Киришском районе, или в Вологодской области, рядом с Покровским стекольным заводом, который «Русджам» перезапустил в 2021 году (до этого предприятие 8 лет простаивало).
Планы по расширению производства подтвердили и в самой компании «Русджам». «Предпосылками для строительства новой очереди завода служит его местоположение. Завод находится в непосредственной близости от источников сырья (песок), находится в городе, где высок промышленный потенциал, что облегчает работу по обеспечению газом, электроэнергией и т. д. Молодой и современный город является стимулом для переезда специалистов из других регионов, что позволяет нам эффективно решать кадровые проблемы. Проект и сроки реализации строительства новой очереди будут определены после стабилизации ситуации на рынке», — отметили там.
«Это неудивительно. Компании нужно проанализировать ситуацию и спрогнозировать, как будет развиваться рынок, а уже затем решать судьбу проекта. Возможно, «РСХ» продолжит его реализацию уже в этом году», — рассуждает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Инвестиции в проект не раскрываются. Участники рынка оценивают вложения в строительство новой очереди завода в € 30 млн.
ООО «Русджам Стеклотара Холдинг» выпускает в Киришах стеклотару преимущественно для крепкого алкоголя. За прошлый год отгрузка продукции составила 3,2 млрд рублей, рост — 16% к уровню 2020 года. Завод произвел 173 млн бутылок, в том числе 72 млн единиц продукции на экспорт.
По СПАРК, выручка «РСХ» составила 23,8 млрд рублей за 2021 год, чистая прибыль — 2,3 млрд рублей. Компания управляет заводами по выпуску стеклотары в России, включая предприятия в Киришах, Вологодской области, а также в Уфе, Краснодарском крае, Владимирской области. Также в глобальный холдинг входит завод по производству посуды в Нижегородской области и Trakya Glass Rus (производство флоат-стекла, зеркал, стекла с покрытием, автомобильного стекла) в Елабуге, республика Татарстан.
РСХ входит в компанию Anadolu Сam Sanayii A.S., которая является подразделением турецкого производителя стекла Sisecam (компания работает в Турции в 1935 году, производит листовое стекло, стеклянную посуду и тару).
Стекольная экспансия
Проекты по расширению производства стеклотары в России могут стать успешными, когда политическая ситуация нормализуется, уверены эксперты.
«Отрасль уже наступала на грабли перепроизводства, но у стеклотары хороший экспортный потенциал, который уже реализуется», — говорит глава ассоциации «СтеклоСоюз России» Виктор Осипов.
Он напомнил, что в 2000 году российские заводы произвели 5,6 млрд единиц стеклотары, а в 2021 году — 16,4 млрд единиц. Из них на экспорт ушло около 20%. Основные рынки сбыта: страны СНГ, Швеция, Саудовская Аравия. Компания «Русджам» входит в число крупнейших производителей стеклотары в России наряду с ООО «Раско», холдингом РКМ (10%), ООО «Авангард», Воронежским и Чагодощенским стекольными заводами.
Риск «серого» спиртного
По мнению гендиректора НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максима Черниговского, снижения спроса внутри страны на напитки в стекле не будет.
«Во время кризиса традиционно растет потребление спиртного, и это не эксклюзивный российский тренд. Кроме того, с учетом ограничений на ввоз импортного алкоголя может вырасти спрос на российскую продукцию, но наверняка вырастет и нелегальный рынок, в первую очередь в сегменте водки», — говорит он.
Дмитрий Баранов из «Финама» тоже считает, что в России может увеличиться потребление алкоголя. «Но производство спиртного на дому может снизить спрос на стеклотару. Как будет развиваться ситуация, сейчас сказать трудно. Возможно, некоторая ясность наступит в середине года», — говорит Дмитрий Баранов.
Участники рынка указывают и на другие сложности, которые могут затормозить развитие рынка стеклотары. Главная проблема — это удорожание сырья для выпуска стекла — кальцинированной соды. С осени прошлого года она уже подорожала почти на 30%.
«Этот компонент выпускает госкорпорация «Башхим». Мы не понимаем, почему цена так растет, и уже направили письмо в правительство РФ и ФАС с просьбой проверить ценообразование на этот вид товара», — рассказал Виктор Осипов.
Еще одна проблема — резкое удорожание услуг по перевозке продукции. За последние несколько месяцев они выросли примерно в 3 раза.
Фото: lenoblinvest.ru