Хризантемы в саду. «Новая Голландия» реанимировала тепличный проект
Тепличный комплекс «Новая Голландия» после нескольких лет раздумий все-таки реализует проект по выращиванию хризантем в Ленобласти стоимостью более 500 млн рублей. Перспективы импортозамещения в сегменте свежих цветов неплохие, но сейчас спрос на них стагнирует, говорят эксперты.
О том, что АО «Новая Голландия» вернулось к проекту строительства теплиц для выращивания хризантем, «Новому проспекту» рассказали источники в администрации Волховского района Ленобласти и в правительстве региона. По их данным, проектирование комплекса завершится до конца 2021 года, а в следующем году начнется строительство новых теплиц на площади 4 га. Мощность нового комплекса составит 8 млн цветов в год.
Получить комментарии совладельца предприятия «Новая Голландия» Алексея Антипова не удалось.
По оценке генерального директора ООО «Технологии роста» Тамары Решетниковой, инвестиции в проект такого масштаба составят €1,5 млн на каждый гектар, то есть на круг потребуется вложить более 530 млн рублей.
Отечественное — лучше
По данным экспертов, хризантемы находятся на втором месте по популярности у россиян после роз. Основное их потребление приходится на импорт из Нидерландов и Южной Америки. У отечественных производителей хорошие перспективы по импортозамещению, правда, пока хризантемы в России выращивают лишь несколько небольших теплиц.
«Хризантемы довольно хорошо растут в наших широтах, естественно, при соблюдении всех необходимых технологий производства. А спрос на этот вид цветов стабилен. Так что с точки зрения развития бизнеса хризантема — удачный выбор производителя», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
По его словам, отечественным аграриям трудно заменить голландские тюльпаны, эквадорские розы (с толстым стеблем, большим цветком, довольно долго стоящие и действительно красивые), а также ряд экзотических растений типа орхидей и лилий. «Но по целому ряду позиций российские компании способны составить конкуренцию западным производителям, в первую очередь за счет низкой цены и высокой устойчивости к нашему климату», — уверен Алексей Коренев.
«Местные хризантемы будут более свежими и дешевыми, чем импортные цветы. Это серьезное конкурентное преимущество. Вытеснение импортных хризантем с рынка вполне возможно», — рассуждает Тамара Решетникова.
Главным же препятствием на пути развития тепличного хозяйства эксперты называют снижение платежеспособного спроса населения.
Цветы не завяли
По данным Тамары Решетниковой, за последние 3–4 года емкость рынка свежесрезанных цветов практически не изменилась: она составляет около 2 млрд цветов в год. «Цветы не стали предметом повседневного спроса», — говорит она.
В денежном выражении этот рынок в 2019 году оценивался в 180 млрд рублей, из них около 80% приходилось на импорт.
По данным Центра агроаналитики, в России в 2019 году производство свежесрезанных цветов снизилось на 5,2%, до 249 млн штук. Сокращение объемов производства было связано с увеличением налогового бремени для производителей. Если раньше компании, которые выращивают цветы, уплачивали только единый сельскохозяйственный налог, то с 2019 года к нему добавился 20%-ный НДС. Тем не менее в России есть и крупные производители свежих цветов. Среди них ТК «Подосинки» и ООО «Ступинский тепличный комбинат» в Московской области, компания Rosehill в Калужской области, «Розы Белогорья» в Белгороде.
Рынок с перспективами
В начале пандемии, примерно год назад, объемы продаж свежесрезанных цветов рухнули на 90–95%, однако после снятия основной части карантинных ограничений восстановление пошло довольно быстрыми темпами благодаря отложенному и текущему спросу. «Результаты 2020 года оказались тяжелыми, но не провальными. Объем реализации свежесрезанных цветов снизился на 10%, до 1,58 млрд штук (доля импорта по разным позициям составляет от 50 до 100%)», — говорит Алексей Коренев из «Финама».
При этом, по его данным, рост стоимости цветов за год составил, в зависимости от вида, от 30% до 100%.
«Сейчас рынок в стадии восстановления, и, в этом нет сомнений, он весьма быстро вернется на исходные позиции просто потому, что спрос на цветы довольно стабилен, а ушедшие в прошлое карантинные ограничения больше не будут влиять на объемы офлайн-продаж», — говорит он.
По словам Алексея Коренева, отечественный рынок цветов не насыщен до конца. «Более того, среди агрокультур, выращиваемых на закрытых грунтах (в тепличных хозяйствах), наибольшую прибыль приносит именно производство цветов, так что перспективы у данного направления весьма неплохие», — заключил он.
Справка «Нового проспекта»:
АО «Новая Голландия» управляет комплексом в пос. Сясьстрой Волховского района Ленобласти, где выращивает 27 млн роз в год. По данным ресурса «Картотека.ру», выручка предприятия в 2019 году составила 813,9 млн рублей, прибыль — 38,4 млн рублей. Собственниками «Новой Голландии» являются основатели холдинга «Балтимор» Алексей Антипов (40%, данные 2018 года), Милада Гудкова (10%, данные 2019 года), а также Жанна Каратеева (10%, данные 2018 года) и Алексей Шмаргуненко (40%, данные за 2009 год).
В 2017 году представители «Новой Голландии» говорили о планах по выращиванию 11 млн орхидей в год. Но 3 года назад руководство компании заявило, что заморозило проект из-за низкого спроса на эти цветы.