Хмельная маркировка. Пивовары обещают рост цен
Поделитесь публикацией!

Хмельная маркировка. Пивовары обещают рост цен

Ольга Вильде 23 ноября 2020
Хмельная маркировка. Пивовары обещают рост цен
Маркировка пивоваренной продукции, стартующая в следующем году, приведет к росту розничных цен на товар на 5–10%. Крупные производители считают маркировку избыточной мерой регулирования рынка. Но поскольку она неизбежна, предлагают начать с разливного пенного, а не с бутылок.
Эксперимент по маркировке алкогольного и безалкогольного пива, а также сидра стартует в России 1 апреля 2021 года. Соответствующий проект постановления правительства уже готов. В 2021 году маркировка будет носить экспериментальный характер, в 2022 году начнется ее массовое внедрение, а в 2023 году она станет обязательной. Пивоваренным компаниям эта идея не нравится. Последствия реформы для отрасли они обсудили на онлайн-конференции Ассоциации производителей пива.

Дорого и бессмысленно

По оценкам старшего директора по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Ирины Федоровой, внедрение цифровой маркировки повлечет за собой существенные расходы для производителей. «Инвестиции в специальное оборудование для нанесения маркировки могут составить от 300 тыс. до 1 млн евро на одну линию розлива. При этом скорость работы производственных линий снизится, что чревато сокращением объемов выпуска продукции по всей отрасли до 10% и ростом розничных цен на 5–10%», — говорит Ирина Федорова. В связи с этим государство, по ее расчетам, может недополучить до 18 млрд рублей налогов только от пивоваренной отрасли.

«Из-за маркировки неизбежны сбои в поставках продукции. Это станет дополнительным стимулом для ухода в тень отдельных производителей», — считает директор по корпоративным отношениям ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» Кирилл Болматов. 

Эксперты считают, что введение маркировки для пива нецелесообразно, поскольку на рынке уже действует система ЕГАИС, которая отслеживает движение продукции от производителя до покупателя через розницу и довольно эффективно решает проблему контрафакта на пивном рынке. «Маркировка, по сути, дублирует функции ЕГАИС в ее нынешнем виде. Поэтому она будет иметь негативные последствия и для бизнеса, и для потребителя, и для государства. Для борьбы с нелегальным рынком необходимо повышать ответственность производителей, а не вводить чрезмерные механизмы регулирования», — уверена Ирина Федорова.

«Если избежать маркировки нельзя, мы будем настаивать на ее постепенном и продуманном внедрении. Чтобы не возник такой же хаос, как на рынке лекарств», — поддержал коллегу Кирилл Болматов.

Удар по малышам

Основным драйвером развития нелегального рынка пива эксперты называют сегмент разливного пенного навынос. «Если эксперимент по введению маркировки в отрасли начнется именно с разливного пива, а именно с маркировки кег, крупные производители будут готовы его поддержать», — заявила Ирина Федорова. В этом случае, по ее словам, нагрузка на малый и средний бизнес, работающий в отрасли, будет кратно меньше, чем при маркировке продукции в бутылках и банках. «Маркировать кегу проще: там марка дешевле и дополнительного оборудования не потребуется — марку можно наносить вручную», — пояснила Ирина Федорова.

В случае, если маркировка будет введена для всей продукции, негативный эффект для производителей может оказаться более существенным — вплоть до закрытия заводов. «На каждом этапе цепочки продаж цены будут расти. Это сильно ударит по рынку, в том числе по малому и среднему бизнесу», — уверен председатель совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка.

Марка не страшна

Опрошенные представители крафтовых пивоварен и аналитики не так пессимистичны. По оценке руководителя Петербургского союза мастеров пивоварения Георгия Иванова, в результате внедрения маркировки себестоимость разливного крафтового пива повысится «рублей на пять с литра», а бутылочного — на 3–5%. «Оператор среднестатистической мини-пивоварни льет 20–30 кег в час. На них вполне реально наклеивать марки вручную. К заметному росту себестоимости это не приведет. А если пивоварня выпускает в день 4 тыс. бутылок, чтобы наклеить на них марки, придется увеличивать штат работников. Оплата дополнительных рук плюс стоимость самих марок и даст прибавку в 3–5% к себестоимости», — посчитал Георгий Иванов.

Аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев напомним, что крафтовое пиво — это продукт, ориентированный на довольно обеспеченного потребителя, для которого повышение стоимости напитка на 5–7% в рознице несущественно. «Маркировка в данном случае станет гарантией эксклюзивности и крафтовости продукта и привлечет в этот сегмент потребителей, для которых качество и вкус важнее цены», — говорит он.

Пива много не бывает

По данным Nielsen, в январе-августе розничные продажи пива в России выросли как в литрах (на 5,9%), так и в денежном выражении (на 6,5%). Количество брендов на рынке также выросло. Сейчас их насчитывается 2908 против 2442 в 2019 году. 

Спрос на пиво в расчете среднюю торговую точку вырос год к году с 2,6 тыс. до 2,8 тыс. л в месяц. При этом средняя цена за литр пенного осталась на том же уровне, что и год назад — около 98 рублей, подсчитали в Nielsen. 

В 2020 году сегмент разливного пива показал отрицательную динамику: его доля в общем объеме продаж сократилась с 12,5% до 8,2% годом ранее. Одновременно выросло потребление пива в ПЭТ-упаковке (до 37,2% против 34,7% в 2019 году) и банках (до 29,2% против 26,8%). 

По прогнозу руководителя группы по работе с клиентами компании Nielsen Павла Фунтикова, в городах России в этом году будет продано около 5 млрд л пива. По оценке Андрея Губки, объемы производства в отрасли «незначительно вырастут» по сравнению с прошлым годом. 


К списку новостей