Каждый пятый отель Петербурга может не дожить до нового сезона

Отельный бизнес, один из самых пострадавших сегментов индустрии гостеприимства, сегодня находится в режиме ожидания. Отельеры опасаются, что 2021 станет не годом возрождения отрасли, а годом похорон многих гостиничных проектов. Если летний сезон будет провален, город потеряет 20% отелей.

И большие, и малые в одной лодке

Средняя заполняемость гостиниц Петербурга в 2020 году снизилась на 57%, опустившись до антирекорда в 29%. Количество туристов уменьшилось в 5 раз (город за год посетило менее 2 млн человек против 10,4 млн в 2019 году). Туристические компании потеряли 90% выручки, а гостиницы — 70%. Эти цифры эксперты рынка озвучили на конференции «Отельный бизнес: проблемы и решения» в MarketMedia.

Большие отели города (где более 100 номеров) выживали буквально на нескольких процентах загрузки. «Во II квартале 2020 года она составляла 5–8%», — отмечает Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St.Petersburg — Tchaikovskogo (интервью с Викторией Шамликашвили читайте здесь /news/interview/viktoriya-shamlikashvili-otel-kak-chelovek-ego-nelzya-vvesti-v-komu-bez-posledstviy/).

«У нас тоже дела были плохи. Наш отель заточен на прием деловой публики, которая приезжает в город на конференции, а этот сегмент сократился из-за пандемии максимально и до сих пор не восстановился. Мы закрыли год с небольшим операционным убытком. Вытянули этот результат за счет кредитов и тех живых денег, которые вкладывал в проект собственник», — сообщил генеральный директор Courtyard St. Petersburg Center Hotel Яков Адамов.

Загрузка малых гостиниц была чуть выше просто потому, что меньшее количество номеров проще заполнить. «В целом мы все были в одной лодке, но малые отели более гибкие. Мы быстро корректировали цены», — рассказала Алёна Енова, совладелица управляющей компании HotelKit, руководитель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья по СЗФО.

Отельеры отмечают, что без господдержки — льготных кредитов по заработной плате, обнуления налогов на имущество и прочего — их убытки за год пандемии были бы гораздо больше. «Сейчас мы говорим даже не об операционной доходности, а именно о денежном потоке, за счет которого многие и продержались», — отмечает Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА), генеральный директор УК Cronwell Management (интервью с Алексеем Мусакиным читайте здесь  /news/interview/aleksey-musakin-ya-zhdu-bolshogo-peredela-gostinichnogo-rynka/).

Что касается загородных отелей, то, простояв полтора месяца в локдауне, уже во втором полугодии они оказались востребованы у публики и даже подняли цены. По итогам года выручка многих из них не снизилась в сравнении с предыдущим годом, а прибыль оказалась даже на 5–15% больше. «Несмотря на то что в загородных отелях, так же как и в городских, были закрыты бассейны, а обслуживание клиентов производилось только в номерах, их загрузка была высокой. Туда поехали петербуржцы, которые поняли, что они больше никуда выехать не смогут», — говорит Алексей Мусакин.

Загрузка любой ценой?

Средняя цена на гостиничный номер, по данным экспертов, за год упала на 20–25%. Но случилось это не только в Петербурге. Другие крупные города поддержали этот тренд. Однако снижение цены вряд ли спасет бизнес-отели в долгосрочной перспективе. Вместе с ценами снизилось и качество услуг. Постояльцы это заметили, и им это не понравилось. Эксперты считают, что на большой дистанции выиграют те гостиницы, которые упрямо держат и цены, и качество даже при практически при нулевой загрузке. «Снижение цены опасно тем, что отель получает не своего клиента и сильно рискует никогда не вернуть свою публику», — объясняет Виктория Шамликашвили.

«Какой путь в данном случае выбрать, зависит от инвестора. Если у него есть другие виды бизнеса и он готов год-два тратить собственные ресурсы на отель, чтобы сохранить клиентуру, лучше себе не изменять. А если отелю сию минуту нужен какой угодно денежный поток, чтобы покрыть затраты, снижение цен неизбежно», — поясняет Алексей Мусакин.

«Мы не понижали цены и вышли в ноль по годовой прибыли: все затраты окупились, хотя прибыли не было. Но у нас небольшое количество персонала и не стояла задача платить аренду! Если бы не эти два фактора, думаю, мы приняли бы решение регулировать загрузку ценой», — делится опытом Ольга Пирлина, управляющая бутик-отеля на пять апартаментов Villa Perlov.

Отель «Индиго», по словам Виктории Шамликашвили, снизил цену в 2020 году на 10–12%. Но стратегию «загрузки отеля любой ценой» она считает бесперспективной, а подход коллег, практикующих снижение цены до минимума, чтобы заполнить отель максимально — ошибочным. «Чаще всего так поступают непрофессиональные отельеры, у которых есть деньги и которым всё равно, что происходит в отеле», — говорит она. Эксперт приводит в пример период, когда в Петербург в огромном количестве поехали китайские туристы, и часть качественных отелей была переориентирована на их прием. «В итоге эти отели, по сути, потеряли другую аудиторию», — говорит она. Сегодня, по словам Виктории Шамликашвили, высока вероятность, что город потеряет пул качественных отелей. «Ведь в нашем деле как? Если ты один раз портишь репутацию, это фактически навсегда», — поясняет она.

Персонал пока сохраняется

Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, отелям города все-таки удалось сохранить почти весь персонал. По словам Алексея Мусакина, сокращение было незначительное, если сравнивать его с общим падением выручки. «Помощь от государства позволила добавить зарплату персоналу, а польза от двухпроцентных кредитов будет понятна в апреле. Всё будет зависеть от того, можно ли будет их списать», — говорит он.

«Мы сохранили свою команду, отказавшись от аутсорсинга и полностью перестроив работу внутри отеля. Огромным плюсом я считаю то, что у нас совершенно изменились отношения с сетью: мы стали частью международной команды, начав работать вместе полноценно», — рассказывает Елена Рейзентул, генеральный директор компании «Отель Менеджмент» (отели Hilton Expo Forum и Hampton by Hilton).

«Мы еще в марте 2020-го года поняли, что годовой бюджет летит в тартарары, и стали разрабатывать новую стратегию, в том числе стратегию мотивации персонала», — сообщил генеральный директор отеля «Введенский» Андрей Ткачев. По его словам, отель начал строить бюджет от точки безубыточности. «Мы ее рассчитывали каждый месяц, корректировали на рубеже месяцев и озвучивали коллективу, который мог вытянуть эту ситуацию. В этом режиме — «дожить до весны» (потом до лета, потом до зимы) — отель и просуществовал», — говорит Андрей Ткачев.

Однако, как уверен Алексей Мусакин, когда отели начнут возрождаться, им в первую очередь придется оптимизировать персонал — свою самую главную затратную часть. «Все будут вкладываться в технические решения и снижать фонд оплаты труда, который сейчас составляет 50–70% расходов», — уверен он.

Год вытянули на зубах

В будущее профессионалы отельного рынка смотрят настороженно. «Бюджет на 2021 год мы согласовали, но скажу честно: я его приравниваю к 2017 году, а он для нас был не самым лучшим годом, потому что тогда мы только открылись», — говорит управляющая отеля Dom Boutique Hotel Марианна Нойманн.

«Мой прогноз такой: сейчас все вытянули год на зубах, но если ситуация не исправится, мы увидим массовое закрытие отелей перед сезоном. И массовые продажи активов», — говорит Алексей Мусакин.

Если раньше, отмечают эксперты, за год в Петербурге на продажу выставляли один-два крупных отеля и три-четыре малых, то сейчас уже выставлены 15 больших отелей и около 20 малых, причем с дисконтом в 35%. Их продают те, кто не справляется с кредитами или у кого нет других бизнесов для поддержки гостиничного. «Параллельно появилась группа людей или фонды, которые желают купить активы за полцены, — и их отдадут за 50%, если будут живые деньги», — говорят участники конференции. 

«Понятно, что через год рынок начнет возрождаться, и тогда окупаемость таких отелей будет не 10–12 лет, а 6–7 лет. Сделки окажутся выгодными. На наших глазах происходит передел рынка. Но, я думаю, часть отелей не сможет открыться даже при смене владельца», — предполагает Алексей Мусакин.

«Сейчас хороший период для покупки гостиницы, и не только в России: мне пишут коллеги из Испании, из Италии, что там продается очень много отелей с большим дисконтом. И сегодня можно легко войти на рынок, но придется вкладывать деньги до того момента, когда он начнет расти, а это, скорее всего, 2022–2023 годы», — отмечает Яков Адамов.

«Если мы продержимся до лета, то всё будет нормально», — считает генеральный директор сети отелей и хостелов «Друзья» Сергей Морев. Хотя, по его словам, у его сети падение по выручке в 2020 году составляло более 50%.

Как оставаться на плаву

Чтобы не допустить провала, эксперты предлагают поменять идеологию бизнеса. «Мы привыкли, что май-сентябрь нас кормят весь год. Но зарабатывать нужно круглый год, начиная с 1 января и до 31 декабря. Причем не только за счет повышения цен во время правительственных мероприятий типа ПМЭФа или других крупных событий, а за счет широкого использования возможностей, которые предоставляет Петербург как туристический регион. Для этого нам нужно проводить совместную маркетинговую активность, создавать мероприятия по информированию друг друга», — говорит Виктория Шамликашвили. В пример она приводит бывшего вице-губернатора Петербурга Евгения Елина, который «так или иначе, с разной степенью успешности, но мобилизовал силы, чтобы быть в диалоге с отельерами». «Как раз этого диалога нам всем не хватает», — отметила эксперт (к слову, в понедельник и Евгений Елин покинул свой пост в Смольном, и вопрос о диалоге снова повис в воздухе. — Прим. «НП»).

И хотя без иностранного туриста отели очень многое потеряли, произошедшее в 2020 году заставило профессионалов рынка задуматься, как оставаться на плаву за счет внутреннего туризма.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня