Каждый пятый отель Петербурга может не дожить до нового сезона
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Каждый пятый отель Петербурга может не дожить до нового сезона

Каждый пятый отель Петербурга может не дожить до нового сезона
Отельный бизнес, один из самых пострадавших сегментов индустрии гостеприимства, сегодня находится в режиме ожидания. Отельеры опасаются, что 2021-й станет не годом возрождения отрасли, а годом похорон многих гостиничных проектов. Если летний сезон будет провален, город потеряет 20% отелей.

И большие, и малые в одной лодке

Средняя заполняемость гостиниц Петербурга, по данным Colliers International, в 2020 году снизилась в 2 раза до антирекорда в 35% (минимальный показатель за 10 лет). Количество туристов уменьшилось в 5 раз (город за год посетило менее 2 млн человек против 10,4 млн в 2019 году). Туристические компании потеряли 90% выручки, а гостиницы — 70%. Эти цифры эксперты рынка озвучили на конференции «Отельный бизнес: проблемы и решения» в MarketMedia.

Большие отели города (где более 100 номеров) выживали буквально на нескольких процентах загрузки. «Во II квартале 2020 года она составляла 5–8%», — отмечает Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St.Petersburg — Tchaikovskogo (интервью с Викторией Шамликашвили читайте здесь).

«Наш отель заточен на прием деловой публики, которая приезжает в город на конференции, а этот сегмент сократился из-за пандемии максимально и до сих пор не восстановился. Мы закрыли год с небольшим операционным убытком. Вытянули этот результат за счет кредитов и тех живых денег, которые вкладывал в проект собственник», — сообщил генеральный директор Courtyard St. Petersburg Center Hotel Яков Адамов.

Загрузка малых гостиниц была чуть выше просто потому, что меньшее количество номеров проще заполнить. «В целом мы все были в одной лодке, но малые отели более гибкие. Мы быстро корректировали цены», — рассказала Алёна Енова, совладелица управляющей компании HotelKit, руководитель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья по СЗФО.

Отельеры отмечают, что без господдержки — льготных кредитов по заработной плате, обнуления налогов на имущество и прочего — их убытки за год пандемии были бы гораздо больше. «Сейчас мы говорим даже не об операционной доходности, а именно о денежном потоке, за счет которого многие и продержались», — отмечает Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА), генеральный директор УК Cronwell Management (интервью с Алексеем Мусакиным читайте здесь).

Что касается загородных отелей, то, простояв полтора месяца в локдауне, уже во втором полугодии они оказались востребованы у публики и даже подняли цены. По итогам года выручка многих из них не снизилась в сравнении с предыдущим годом, а прибыль оказалась даже на 5–15% больше. «Несмотря на то что в загородных отелях, так же как и в городских, были закрыты бассейны, а обслуживание клиентов производилось только в номерах, их загрузка была высокой. Туда поехали петербуржцы, которые поняли, что они больше никуда выехать не смогут», — говорит Алексей Мусакин.

Загрузка любой ценой?

Средняя цена на гостиничный номер, по данным экспертов, за год упала на 20–25%. Но случилось это не только в Петербурге. Другие крупные города поддержали этот тренд. Однако снижение цены вряд ли спасет бизнес-отели в долгосрочной перспективе. Вместе с ценами снизилось и качество услуг. Постояльцы это заметили, и им это не понравилось. Эксперты считают, что на большой дистанции выиграют те гостиницы, которые упрямо держат и цены, и качество даже при практически при нулевой загрузке. «Снижение цены опасно тем, что отель получает не своего клиента и сильно рискует никогда не вернуть свою публику», — объясняет Виктория Шамликашвили.

«Какой путь в данном случае выбрать, зависит от инвестора. Если у него есть другие виды бизнеса и он готов год-два тратить собственные ресурсы на отель, чтобы сохранить клиентуру, лучше себе не изменять. А если отелю сию минуту нужен какой угодно денежный поток, чтобы покрыть затраты, снижение цен неизбежно», — поясняет Алексей Мусакин.

«Мы не понижали цены и вышли в ноль по годовой прибыли: все затраты окупились, хотя прибыли не было. Но у нас небольшое количество персонала и не стояла задача платить аренду! Если бы не эти два фактора, думаю, мы приняли бы решение регулировать загрузку ценой», — делится опытом Ольга Пирлина, управляющая бутик-отеля на пять апартаментов Villa Perlov.

Отель «Индиго», по словам Виктории Шамликашвили, снизил цену в 2020 году на 10–12%. Но стратегию «загрузки отеля любой ценой» она считает бесперспективной, а подход коллег, практикующих снижение цены до минимума, чтобы заполнить отель максимально — ошибочным. «Чаще всего так поступают непрофессиональные отельеры, у которых есть деньги и которым всё равно, что происходит в отеле», — говорит она. Эксперт приводит в пример период, когда в Петербург в огромном количестве поехали китайские туристы, и часть качественных отелей была переориентирована на их прием. «В итоге эти отели, по сути, потеряли другую аудиторию», — говорит она. Сегодня, по словам Виктории Шамликашвили, высока вероятность, что город потеряет пул качественных отелей. «Ведь в нашем деле как? Если ты один раз портишь репутацию, это фактически навсегда», — поясняет она.

Персонал пока сохраняется

Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, отелям города все-таки удалось сохранить почти весь персонал. По словам Алексея Мусакина, сокращение было незначительное, если сравнивать его с общим падением выручки. «Помощь от государства позволила добавить зарплату персоналу, а польза от двухпроцентных кредитов будет понятна в апреле. Всё будет зависеть от того, можно ли будет их списать», — говорит он.

«Мы сохранили свою команду, отказавшись от аутсорсинга и полностью перестроив работу внутри отеля. Огромным плюсом я считаю то, что у нас совершенно изменились отношения с сетью: мы стали частью международной команды, начав работать вместе полноценно», — рассказывает Елена Рейзентул, генеральный директор компании «Отель Менеджмент» (отели Hilton Expo Forum и Hampton by Hilton).

«Мы еще в марте 2020-го года поняли, что годовой бюджет летит в тартарары, и стали разрабатывать новую стратегию, в том числе стратегию мотивации персонала», — сообщил генеральный директор отеля «Введенский» Андрей Ткачев. По его словам, отель начал строить бюджет от точки безубыточности. «Мы ее рассчитывали каждый месяц, корректировали на рубеже месяцев и озвучивали коллективу, который мог вытянуть эту ситуацию. В этом режиме — «дожить до весны» (потом до лета, потом до зимы) — отель и просуществовал», — говорит Андрей Ткачев.

Однако, как уверен Алексей Мусакин, когда отели начнут возрождаться, им в первую очередь придется оптимизировать персонал — свою самую главную затратную часть. «Все будут вкладываться в технические решения и снижать фонд оплаты труда, который сейчас составляет 50–70% расходов», — уверен он.

Год вытянули «на зубах»

В будущее профессионалы отельного рынка смотрят настороженно. «Бюджет на 2021 год мы согласовали, но скажу честно: я его приравниваю к 2017 году, а он для нас был не самым лучшим годом, потому что тогда мы только открылись», — говорит управляющая отеля Dom Boutique Hotel Марианна Нойманн.

«Мой прогноз такой: сейчас все вытянули год «на зубах», но если ситуация не исправится, мы увидим массовое закрытие отелей перед сезоном. И массовые продажи активов», — говорит Алексей Мусакин.

Если раньше, отмечают эксперты, за год в Петербурге на продажу выставляли один-два крупных отеля и три-четыре малых, то сейчас уже выставлены 15 больших отелей и около 20 малых, причем с дисконтом в 35%. Их продают те, кто не справляется с кредитами или у кого нет других бизнесов для поддержки гостиничного. «Параллельно появилась группа людей или фонды, которые желают купить активы за полцены, — и их отдадут за 50%, если будут живые деньги», — говорят участники конференции. 

«Понятно, что через год рынок начнет возрождаться, и тогда окупаемость таких отелей будет не 10–12 лет, а 6–7 лет. Сделки окажутся выгодными. На наших глазах происходит передел рынка. Но, я думаю, часть отелей не сможет открыться даже при смене владельца», — предполагает Алексей Мусакин.

«Сейчас хороший период для покупки гостиницы, и не только в России: мне пишут коллеги из Испании, из Италии, что там продается очень много отелей с большим дисконтом. И сегодня можно легко войти на рынок, но придется вкладывать деньги до того момента, когда он начнет расти, а это, скорее всего, 2022–2023 годы», — отмечает Яков Адамов.

«Если мы продержимся до лета, то всё будет нормально», — считает генеральный директор сети отелей и хостелов «Друзья» Сергей Морев. Хотя, по его словам, у его сети падение по выручке в 2020 году составляло более 50%.

Как оставаться на плаву

Чтобы не допустить провала, эксперты предлагают поменять идеологию бизнеса. «Мы привыкли, что май-сентябрь нас кормят весь год. Но зарабатывать нужно круглый год, начиная с 1 января и до 31 декабря. Причем не только за счет повышения цен во время правительственных мероприятий типа ПМЭФа или других крупных событий, а за счет широкого использования возможностей, которые предоставляет Петербург как туристический регион. Для этого нам нужно проводить совместную маркетинговую активность, создавать мероприятия по информированию друг друга», — говорит Виктория Шамликашвили. В пример она приводит бывшего вице-губернатора Петербурга Евгения Елина, который «так или иначе, с разной степенью успешности, но мобилизовал силы, чтобы быть в диалоге с отельерами». «Как раз этого диалога нам всем не хватает», — отметила эксперт (к слову, в понедельник и Евгений Елин покинул свой пост в Смольном, и вопрос о диалоге снова повис в воздухе. — Прим. «НП»).

И хотя без иностранного туриста отели очень многое потеряли, произошедшее в 2020 году заставило профессионалов рынка задуматься, как оставаться на плаву за счет внутреннего туризма.


К списку новостей