«Каравай» на «Заре». Производители хлеба укрепили отношения
Поделитесь публикацией!

«Каравай» на «Заре». Производители хлеба укрепили отношения

«Каравай» на «Заре». Производители хлеба укрепили отношения

Один из крупнейших петербургских производителей хлебобулочных изделий, ОАО «Каравай», увеличил до 95% свою долю в хлебозаводе «Заря» и собирается в следующем году частично модернизировать предприятие. Этот шаг, по мнению аналитиков, укрепит лидирующие позиции «Каравая» в сегменте.

ОАО «Каравай» завершило сделку по приобретению 92,34% акций АО «Форт», которое, в свою очередь, является владельцем 35,01% акций АО «Заря». Информация об этом сегодня появилась на сервере раскрытия корпоративной информации. В результате этой сделки «Каравай» увеличил свою долю в «Заре» с 60% до 95%, рассказал «Новому проспекту» председатель совета директоров и совладелец АО «Каравай» Николай Тютюнников. «Мы планировали эту сделку и провели ее для того, чтобы укрепить существующее положение вещей — наше владение «Зарей», — пояснил он, но сумму сделки не раскрыл.

По оценкам брокера Северо-Западного филиала ФГ «БКС» Кирилла Путкова, купленный пакет акций «Зари» мог обойтись «Караваю» в сумму от $2 млн до $4 млн. Дмитрий Марков из ИК «ЛМС» считает, что сумма сделки была меньше. «Предприятие «Заря» небольшое. Его можно оценивать исходя из стоимости чистых активов, которые, согласно отчетности компании, составляют 330 млн рублей. В этом случае пакет в 35% акций мог обойтись покупателю в 110–116 млн рублей», — полагает Дмитрий Марков.

Главный по баранкам

АО «Заря» зарегистрировано в 1992 году. Предприятие выпекает хлебобулочные изделия, баранки и кондитерские изделия. Уставный капитал общества составляет 328,5 тыс. рублей. Выручка АО «Заря» в 2019 году составила 84,5 млн рублей, что на 21% меньше, чем в 2018 году, чистая прибыль сократилась на 13,6%, до 17 млн рублей.

«Консолидация акций АО «Заря» позволит «Караваю» принимать единоличные решения и делать это быстрее, без согласования с другими акционерами», — говорит Кирилл Путков. «Кроме того, владение 95% акциями дает «Караваю» право принудительного выкупа оставшихся 5% акций у миноритариев, и в этом случае он станет единственным акционером «Зари», — указывает Дмитрий Марков.

Как рассказал Николай Тютюнников, в 2021 году на «Заре» пройдет частичная модернизация. Физически устаревшая линия по выпуску ржано-пшеничных и заварных хлебов будет заменена на новую, производства немецкой компании MIWE, аналогичной производительностью — 20 т продукции в день. «Контракт в стадии подписания, ждем поставку весной. К 1 сентября запустим линию», — пояснил Николай Тютюнников. Объем инвестиций в этот проект, по его словам, составит 600 тыс. евро.

«Такой объем инвестиций весьма значителен для такого небольшого предприятия, как «Заря», — отмечает Кирилл Путков. А по мнению Дмитрия Маркова, замена линии поможет улучшить качество продукции предприятия, повысит ее конкурентоспособность, что, в свою очередь, простимулирует спрос.

Кризис увеличил спрос на хлеб

По оценкам BusinesStat, в 2020 году потребление хлеба и хлебобулочных изделий в России вырастет на 0,8% относительно 2019 года. На это повлияет снижение располагаемых доходов населения и изменение структуры питания россиян в сторону увеличения доли более дешевых продуктов, в том числе хлебобулочных изделий.

В отчете BusinesStat говорится, что в 2021–2024 годах, по мере стабилизации экономической ситуации в стране, продажи хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке станет снижаться на 0,3–1,4% в год. В 2024 году прогнозируемый объем реализации составит 7,4 млн т, что меньше значения 2019 года на 2,5%.

«Ситуация на рынке Петербурга сходна с общероссийской. Наблюдается рост потребления хлеба при сокращении потребления мелкоштучных и кондитерских изделий», — говорит представитель ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Павел Сафрыгин. Это соответствует кризисному периоду, когда идет рост спроса на товары первой необходимости. «В потребительской корзине сейчас наблюдается перекос в сторону потребления менее дорогих сортов хлеба», — отмечает он.

«Можно говорить, что спрос в конце года стал меняться: увеличиваются продажи традиционных недорогих видов хлеба», — подтверждает генеральный директор холдинга «Петрохлеб» Валентин Иванов. Он отмечает, что в последние 5 лет на рынке хлебобулочных изделий была тенденция к росту потребления «нетрадиционных» сортов хлеба — с различными добавками, низкокалорийных, заварных. «Тренд остается актуальным и в кризис», — делится наблюдениями Павел Сафрыгин. Он добавил, что согласно данным, полученным в ходе реализации городской программы «Целебная сила хлеба», тренд на потребление обогащенных сортов хлеба, в том числе ржаных и заварных, по-прежнему сохраняется. «Поэтому запланированная «Караваем» модернизация на «Заре» соответствует рыночным тенденциям», — резюмирует Павел Сафрыгин.

«Среднесуточное потребление хлеба в Петербурге составляет 700 т с поправкой на сезонность», — оценивает Николай Тютюнников. Ведущими игроками на городском рынке хлеба и хлебобулочных изделий являются ОАО «Каравай» (около 34% рынка), «Фацер» (36%) и «Дарница» (15%).

Справка «Нового проспекта»:

Хлебозавод имени 10-летия Великого Октября основан в 1927 году. В 1990 году предприятие прошло акционирование и стало открытым акционерным обществом, а в 1993 году приобрело новое имя — «Каравай». Сейчас у «Каравая» пять производственных площадок: четыре в Петербурге (хлебозаводы «Каравай», «Заря», Кушелевский и ООО «Невская сушка») и одно в Центральном регионе (Самарский хлебозавод №5).

По данным «Картотеки.ру», уставный капитал общества составляет 5,118 млн рублей. Основные акционеры — ООО «Каравай–Центр» (68,85%) и председатель совета директоров компании Николай Тютюнников (26%).

Объем продаж «Каравая» в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом на 2,1%, до 6,6 млрд рублей, однако компания показала чистый убыток в 114,2 млн рублей против чистой прибыли в 172,5 млн рублей в 2018 году.

На фото хлебозавод «Заря», автор фото Евгений Павленко


К списку новостей