«Каравай» на «Заре». Производители хлеба укрепили отношения
Один из крупнейших петербургских производителей хлебобулочных изделий, ОАО «Каравай», увеличил до 95% свою долю в хлебозаводе «Заря» и собирается в следующем году частично модернизировать предприятие. Этот шаг, по мнению аналитиков, укрепит лидирующие позиции «Каравая» в сегменте.
ОАО «Каравай» завершило сделку по приобретению 92,34% акций АО «Форт», которое, в свою очередь, является владельцем 35,01% акций АО «Заря». Информация об этом сегодня появилась на сервере раскрытия корпоративной информации. В результате этой сделки «Каравай» увеличил свою долю в «Заре» с 60% до 95%, рассказал «Новому проспекту» председатель совета директоров и совладелец АО «Каравай» Николай Тютюнников. «Мы планировали эту сделку и провели ее для того, чтобы укрепить существующее положение вещей — наше владение «Зарей», — пояснил он, но сумму сделки не раскрыл.
По оценкам брокера Северо-Западного филиала ФГ «БКС» Кирилла Путкова, купленный пакет акций «Зари» мог обойтись «Караваю» в сумму от $2 млн до $4 млн. Дмитрий Марков из ИК «ЛМС» считает, что сумма сделки была меньше. «Предприятие «Заря» небольшое. Его можно оценивать исходя из стоимости чистых активов, которые, согласно отчетности компании, составляют 330 млн рублей. В этом случае пакет в 35% акций мог обойтись покупателю в 110–116 млн рублей», — полагает Дмитрий Марков.
Главный по баранкам
АО «Заря» зарегистрировано в 1992 году. Предприятие выпекает хлебобулочные изделия, баранки и кондитерские изделия. Уставный капитал общества составляет 328,5 тыс. рублей. Выручка АО «Заря» в 2019 году составила 84,5 млн рублей, что на 21% меньше, чем в 2018 году, чистая прибыль сократилась на 13,6%, до 17 млн рублей.
«Консолидация акций АО «Заря» позволит «Караваю» принимать единоличные решения и делать это быстрее, без согласования с другими акционерами», — говорит Кирилл Путков. «Кроме того, владение 95% акциями дает «Караваю» право принудительного выкупа оставшихся 5% акций у миноритариев, и в этом случае он станет единственным акционером «Зари», — указывает Дмитрий Марков.
Как рассказал Николай Тютюнников, в 2021 году на «Заре» пройдет частичная модернизация. Физически устаревшая линия по выпуску ржано-пшеничных и заварных хлебов будет заменена на новую, производства немецкой компании MIWE, аналогичной производительностью — 20 т продукции в день. «Контракт в стадии подписания, ждем поставку весной. К 1 сентября запустим линию», — пояснил Николай Тютюнников. Объем инвестиций в этот проект, по его словам, составит 600 тыс. евро.
«Такой объем инвестиций весьма значителен для такого небольшого предприятия, как «Заря», — отмечает Кирилл Путков. А по мнению Дмитрия Маркова, замена линии поможет улучшить качество продукции предприятия, повысит ее конкурентоспособность, что, в свою очередь, простимулирует спрос.
Кризис увеличил спрос на хлеб
По оценкам BusinesStat, в 2020 году потребление хлеба и хлебобулочных изделий в России вырастет на 0,8% относительно 2019 года. На это повлияет снижение располагаемых доходов населения и изменение структуры питания россиян в сторону увеличения доли более дешевых продуктов, в том числе хлебобулочных изделий.
В отчете BusinesStat говорится, что в 2021–2024 годах, по мере стабилизации экономической ситуации в стране, продажи хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке станет снижаться на 0,3–1,4% в год. В 2024 году прогнозируемый объем реализации составит 7,4 млн т, что меньше значения 2019 года на 2,5%.
«Ситуация на рынке Петербурга сходна с общероссийской. Наблюдается рост потребления хлеба при сокращении потребления мелкоштучных и кондитерских изделий», — говорит представитель ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Павел Сафрыгин. Это соответствует кризисному периоду, когда идет рост спроса на товары первой необходимости. «В потребительской корзине сейчас наблюдается перекос в сторону потребления менее дорогих сортов хлеба», — отмечает он.
«Можно говорить, что спрос в конце года стал меняться: увеличиваются продажи традиционных недорогих видов хлеба», — подтверждает генеральный директор холдинга «Петрохлеб» Валентин Иванов. Он отмечает, что в последние 5 лет на рынке хлебобулочных изделий была тенденция к росту потребления «нетрадиционных» сортов хлеба — с различными добавками, низкокалорийных, заварных. «Тренд остается актуальным и в кризис», — делится наблюдениями Павел Сафрыгин. Он добавил, что согласно данным, полученным в ходе реализации городской программы «Целебная сила хлеба», тренд на потребление обогащенных сортов хлеба, в том числе ржаных и заварных, по-прежнему сохраняется. «Поэтому запланированная «Караваем» модернизация на «Заре» соответствует рыночным тенденциям», — резюмирует Павел Сафрыгин.
«Среднесуточное потребление хлеба в Петербурге составляет 700 т с поправкой на сезонность», — оценивает Николай Тютюнников. Ведущими игроками на городском рынке хлеба и хлебобулочных изделий являются ОАО «Каравай» (около 34% рынка), «Фацер» (36%) и «Дарница» (15%).
Справка «Нового проспекта»:
Хлебозавод имени 10-летия Великого Октября основан в 1927 году. В 1990 году предприятие прошло акционирование и стало открытым акционерным обществом, а в 1993 году приобрело новое имя — «Каравай». Сейчас у «Каравая» пять производственных площадок: четыре в Петербурге (хлебозаводы «Каравай», «Заря», Кушелевский и ООО «Невская сушка») и одно в Центральном регионе (Самарский хлебозавод №5).
По данным «Картотеки.ру», уставный капитал общества составляет 5,118 млн рублей. Основные акционеры — ООО «Каравай–Центр» (68,85%) и председатель совета директоров компании Николай Тютюнников (26%).
Объем продаж «Каравая» в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом на 2,1%, до 6,6 млрд рублей, однако компания показала чистый убыток в 114,2 млн рублей против чистой прибыли в 172,5 млн рублей в 2018 году.
На фото хлебозавод «Заря», автор фото Евгений Павленко