Как Рунет вытягивает российскую экономику из ямы

Рунет принес российской экономике 6,7 трлн рублей в 2020 году. Это тот самый сегмент, который позволяет ВВП не проседать слишком сильно во время пандемии. Аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. Каждый день в сеть заходят 92% пользователей.

По данным Росстата, экономика России по итогам 2020 года сократилась на 3,1%, номинальный объем ВВП составил 106,6 трлн рублей. Зато доля Рунета в этой схеме, напротив, выросла, и ощутимо — на 22%, до 6,7 трлн рублей.

По данным аналитического исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), сильнее всего, на 44%, вырос сегмент цифрового контента (123,4 млрд рублей). На 22% вырос самый крупный сегмент — электронной коммерции (6,07 трлн рублей). В инфраструктурном сегменте рост составил 20%, до 152,3 млрд рублей. На 11% по сравнению с 2019 годом вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд рублей).

В Mediascope подсчитали, что аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. Каждый день в сеть заходят 92% пользователей. Отметку в 90% превысило проникновение интернета среди населения до 44 лет, а среди молодых россиян (12–24 лет) приблизилось к 95%. 

Большая часть аудитории пользуется мобильным интернетом — 89,5 млн человек, или 73,1% населения страны. При этом 33,3 млн человек пользуется исключительно мобильным интернетом и никаким другим. Большинство таких пользователей — люди от 25 до 54 лет.

Контент — наше всё

В 2020 году на рекордные 59% вырос сегмент онлайн-видео, до 19,4 млрд рублей Активный рост показала и онлайн-музыка — объем этого рынка составил 8,4 млрд рублей (+100% относительно 2019 года, с учётом подписок экосистем). Онлайн-игры прибавили 30% к допандемийным достижениям, до 90,2 млрд рублей. И даже книг россияне стали читать больше на 25%, правда тоже электронных. Объем этого сегмента составил 5,4 млрд рублей, и это 10% выручки от всех книг, проданных в России.

По мнению аналитиков, рынки развлечений неумолимо захватывает стриминг: число подписчиков стриминговых видеосервисов в мире превысило 1 млрд человек. Российские пользователи провели 6,93 млрд часов в стриминговых сервисах в 2020 году. Лидерами в этом направлении являются YouTube, MX Player, Twitch, YouTube Kids, «Кинопоиск». 

В мобильных приложениях российские пользователи потратили $1,33 млрд. Эти расходы относительно 2019 года увеличились на 25%. Лидер по числу установок — TikTok, а вот по объёму платежей — музыкальное приложение Boom. WhatsApp довольствуется лидерством по числу активных пользователей в месяц.

Магазины на диване

Главный драйвер российского Рунета — электронная коммерция. Ее объем в 2020 году составил 6,07 трлн рублей, увеличившись на 22%. 

Помимо уже стандартного ускорения роста за счет пандемии аналитики РАЭК отмечают, что на развитие этого сегмента повлияли новые подходы к доставке со стороны ретейлеров: доставка стала быстрее, проще и «региональнее». Самой быстрорастущей категорией здесь стала еда. Общий объём рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в 2020 году превысил 135 млрд рублей, что на 214% больше, чем в 2019 году. Дальше меньше есть мы не станем: прогноз оборота к 2025 году — более 1 трлн рублей

Уже традиционно хорошо растет и рынок электронных платежных услуг — 1 трлн 794 млрд рублей (+34% относительно 2019 года). А вот онлайн-тревел (всевозможные сервисы поиска туров и отелей) стал главной жертвой 2020 года: сегмент провалился на 54%, до 335,5 млрд рублей

Эксперты РАЭК считают, что 2020 год можно назвать годом бума маркетплейсов в России. Собственные маркетплейсы открыли «Детский мир», Hoff, «М.Видео — Эльдорадо», «ВсеИнструменты.ру», «Обувь России», СДЭК. Социальная сеть «ВКонтакте» запустила маркетплейс на базе каталогов товаров. AliExpress потратил это время на привлечение на площадку российских продавцов: их число выросло в 7 раз, до 35 тыс. Оборот Ozon вырос на 140%, до 195 млрд рублей

Без связи никуда

Рост объема потребляемого трафика неизбежно ведет к усилению инфраструктурного сегмента в Рунете. По данным Минцифры, объём информации, переданной через интернет (фиксированный плюс мобильный доступ) в России за I–III кварталы 2020 года, составил 59,9 млрд Гб (+136,1% по сравнению с I–III кварталами 2019 года).

Востребованность облачных услуг и платформенных решений с набором инструментов для трансформации бизнес-процессов привели к росту сегмента облачного хостинга на 23%, до 123 млрд рублей. По оценкам РАЭК, облачный рынок России в целом составляет 125,3 млрд рублей. В вопросах регулирования инфраструктурного сегмента важным остаётся «Закон об устойчивом интернете в России». «Тем не менее до сих пор не принят ряд необходимых для работы закона нормативных актов, а действующие нормы требуют переработки. Штрафы за нарушение закона были приняты в феврале 2021 года», — отмечают эксперты.

Маркетинг и реклама тоже online

Переход рекламодателей в онлайн только ускорился в 2020-м. Аналитики увидели рост глобального рынка цифровой рекламы в 2020 году в размере 2–6%. В России основными драйверами этого рынка стали ретейл и FMCG. Performance-реклама выросла на 5%, до 218 млрд рублей. Медийная реклама прибавила процент, до 32,9 млрд рублей. На 19% выросла видеореклама, до 22,7 млрд рублей. Контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях подрос на 11%, до 40,3 млрд рублей. Положительную динамику, плюс 9%, демонстрируют web-разработка и мобильная реклама — 36 млрд рублей по итогам 2020 года.

Отдельно аналитики отмечают серьезный рост объема легального рынка influence-маркетинга: в 2020 году он вырос на 63% к 2019 году и составил 11,1 млрд рублей. При этом объем серой зоны рынка influence-маркетинга сопоставим с легальным.

Актуально сегодня