
Рунет принес российской экономике 6,7 трлн рублей в 2020 году. Это тот самый сегмент, который позволяет ВВП не проседать слишком сильно во время пандемии. Аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. Каждый день в сеть заходят 92% пользователей.
По данным Росстата, экономика России по итогам 2020 года сократилась на 3,1%, номинальный объем ВВП составил 106,6 трлн рублей. Зато доля Рунета в этой схеме, напротив, выросла, и ощутимо — на 22%, до 6,7 трлн рублей.
По данным аналитического исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), сильнее всего, на 44%, вырос сегмент цифрового контента (123,4 млрд рублей). На 22% вырос самый крупный сегмент — электронной коммерции (6,07 трлн рублей). В инфраструктурном сегменте рост составил 20%, до 152,3 млрд рублей. На 11% по сравнению с 2019 годом вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд рублей).
В Mediascope подсчитали, что аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. Каждый день в сеть заходят 92% пользователей. Отметку в 90% превысило проникновение интернета среди населения до 44 лет, а среди молодых россиян (12–24 лет) приблизилось к 95%.
Большая часть аудитории пользуется мобильным интернетом — 89,5 млн человек, или 73,1% населения страны. При этом 33,3 млн человек пользуется исключительно мобильным интернетом и никаким другим. Большинство таких пользователей — люди от 25 до 54 лет.
Контент — наше всё
В 2020 году на рекордные 59% вырос сегмент онлайн-видео, до 19,4 млрд рублей Активный рост показала и онлайн-музыка — объем этого рынка составил 8,4 млрд рублей (+100% относительно 2019 года, с учётом подписок экосистем). Онлайн-игры прибавили 30% к допандемийным достижениям, до 90,2 млрд рублей. И даже книг россияне стали читать больше на 25%, правда тоже электронных. Объем этого сегмента составил 5,4 млрд рублей, и это 10% выручки от всех книг, проданных в России.По мнению аналитиков, рынки развлечений неумолимо захватывает стриминг: число подписчиков стриминговых видеосервисов в мире превысило 1 млрд человек. Российские пользователи провели 6,93 млрд часов в стриминговых сервисах в 2020 году. Лидерами в этом направлении являются YouTube, MX Player, Twitch, YouTube Kids, «Кинопоиск».
В мобильных приложениях российские пользователи потратили $1,33 млрд. Эти расходы относительно 2019 года увеличились на 25%. Лидер по числу установок — TikTok, а вот по объёму платежей — музыкальное приложение Boom. WhatsApp довольствуется лидерством по числу активных пользователей в месяц.
Магазины на диване
Главный драйвер российского Рунета — электронная коммерция. Ее объем в 2020 году составил 6,07 трлн рублей, увеличившись на 22%.Помимо уже стандартного ускорения роста за счет пандемии аналитики РАЭК отмечают, что на развитие этого сегмента повлияли новые подходы к доставке со стороны ретейлеров: доставка стала быстрее, проще и «региональнее». Самой быстрорастущей категорией здесь стала еда. Общий объём рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в 2020 году превысил 135 млрд рублей, что на 214% больше, чем в 2019 году. Дальше меньше есть мы не станем: прогноз оборота к 2025 году — более 1 трлн рублей
Уже традиционно хорошо растет и рынок электронных платежных услуг — 1 трлн 794 млрд рублей (+34% относительно 2019 года). А вот онлайн-тревел (всевозможные сервисы поиска туров и отелей) стал главной жертвой 2020 года: сегмент провалился на 54%, до 335,5 млрд рублей
Эксперты РАЭК считают, что 2020 год можно назвать годом бума маркетплейсов в России. Собственные маркетплейсы открыли «Детский мир», Hoff, «М.Видео — Эльдорадо», «ВсеИнструменты.ру», «Обувь России», СДЭК. Социальная сеть «ВКонтакте» запустила маркетплейс на базе каталогов товаров. AliExpress потратил это время на привлечение на площадку российских продавцов: их число выросло в 7 раз, до 35 тыс. Оборот Ozon вырос на 140%, до 195 млрд рублей
Без связи никуда
Рост объема потребляемого трафика неизбежно ведет к усилению инфраструктурного сегмента в Рунете. По данным Минцифры, объём информации, переданной через интернет (фиксированный плюс мобильный доступ) в России за I–III кварталы 2020 года, составил 59,9 млрд Гб (+136,1% по сравнению с I–III кварталами 2019 года).Востребованность облачных услуг и платформенных решений с набором инструментов для трансформации бизнес-процессов привели к росту сегмента облачного хостинга на 23%, до 123 млрд рублей. По оценкам РАЭК, облачный рынок России в целом составляет 125,3 млрд рублей. В вопросах регулирования инфраструктурного сегмента важным остаётся «Закон об устойчивом интернете в России». «Тем не менее до сих пор не принят ряд необходимых для работы закона нормативных актов, а действующие нормы требуют переработки. Штрафы за нарушение закона были приняты в феврале 2021 года», — отмечают эксперты.
Маркетинг и реклама тоже online
Переход рекламодателей в онлайн только ускорился в 2020-м. Аналитики увидели рост глобального рынка цифровой рекламы в 2020 году в размере 2–6%. В России основными драйверами этого рынка стали ретейл и FMCG. Performance-реклама выросла на 5%, до 218 млрд рублей. Медийная реклама прибавила процент, до 32,9 млрд рублей. На 19% выросла видеореклама, до 22,7 млрд рублей. Контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях подрос на 11%, до 40,3 млрд рублей. Положительную динамику, плюс 9%, демонстрируют web-разработка и мобильная реклама — 36 млрд рублей по итогам 2020 года.Отдельно аналитики отмечают серьезный рост объема легального рынка influence-маркетинга: в 2020 году он вырос на 63% к 2019 году и составил 11,1 млрд рублей. При этом объем серой зоны рынка influence-маркетинга сопоставим с легальным.
"Чтобы Павлики Морозовы не дремали". Как соцсети отреагировали на появление чат-бота для жалоб на фейки
Подробнее
"Больше никакие события нельзя считать маловероятными". Почему уезжают российские айтишники
Подробнее
Вычислить всё. Суперкомпьютеры наращивают скорости, но только не в России
Подробнее
Мессенджер Telegram пополнился чат-ботом «для приёма сигналов о фейковых сообщениях». «Будем сбивать фейки на подлёте» — так петербургское отделение «Единой России» пояснило свою инициативу. Она легла на благодатную почву. Пользователи соцсетей уже активно шлют послания.
Наталия Гребнева
22.04.2022
После начала военной спецоперации на Украине многие компании продвигают свою продукцию, используя её официальную символику — буквы Z и V. «Новый проспект» сделал обзор патриотических новинок и расспросил экспертов, насколько этичен и эффективен такой маркетинг.
Екатерина Фомичева
21.04.2022
32% россиян столкнулись в последний месяц с невозможностью получать доступ к привычным цифровым сервисам.
08.04.2022