Трансграничное доверие. Немецкая сеть OBI переоформит бизнес на юриста

Фото: OBI

Немецкая OBI GmbH решила переоформить российский бизнес на владельца консалтинговой группы «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг» Бориса Любошица. Эта информация была официально объявлена сотрудникам сегодня. Между тем участники рынка считают активы OBI непривлекательными для профильных инвесторов.

Как сообщил «Новому проспекту» источник в сети строительных и хозяйственных товаров OBI, сегодня в компании состоялось совещание, на котором было объявлено о переоформлении российского бизнеса на Бориса Любошица, владельца консалтинговой группы «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг». По информации «Ведомостей», данное переоформление — это передача бизнеса торговой сети в доверительное управление. В дальнейшем компанию будет развивать российский инвестор. Борис Любошиц в этой сделке представляет интересы немецкого холдинга и потенциального покупателя.

«Новый проспект» отправил запросы в «Сезар консалтинг» и российский офис OBI, а также в адвокатское бюро «Пропозитум», которое ведет сделку в интересах немецкого OBI. Как сообщил «Новому проспекту» управляющий партнер «Пропозитум» Дмитрий Галанцев, Борис Любошиц будет управлять российской сетью OBI на основании генеральной доверенности до момента утверждения сделки ФАС, после чего на него будет оформлена компания. Все это делается для того, чтобы передать OBI российскому инвестору. На вопрос: сохранит ли сеть вывеску после сделки, Дмитрий Галанцев сообщил, что «в течение определенного периода компания уйдет от товарного знака OBI». Юрист не стал называть условия выхода немецких владельцев из российского бизнеса и имя нового собственника.

Номинальная сделка

Участники DIY-рынка уверены, что продажа сети российскому юрлицу будет носить чисто номинальный характер, так как OBI как бизнес мало кому интересен.

«Продажа российскому инвестору звучит красиво, но не думаю, что речь идет о реальной сделке. С 2014 года сеть показывает убытки. По нашим оценкам, за последние 2 года они составили около 5 млрд рублей. Дальнейшие перспективы развития сети неочевидны. Я бы не стал инвестором этого актива и за 1 рубль», — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.

Магазины сети уже месяц закрыты, а при годовом обороте в 41-42 млрд рублей недополученная выручка за месяц простоя составила 3-4 млрд рублей, при этом все расходы у компании сохраняются, включая зарплату сотрудников, которых более 4 тыс., подчеркнули в INFOLine.

«Насколько поставщики захотят работать с реинкарнировавшей сетью, это тоже вопрос. Да и само расположение гипермаркетов сегодня уже не является удачным: OBI — якорный арендатор во многих «Мегах», а сейчас, когда половина магазинов там закрыта, уже нет огромного трафика, как раньше», — отмечает Иван Федяков.

С ним согласен и топ-менеджер одной из DIY-сетей. «У OBI действительно нет активов, которые могли бы заинтересовать участников рынка: предприятие работало с убытками, все магазины в аренде, условия которой неприятные. Кроме того, компания зависит по ассортименту и программному обеспечению от головной компании. Инвестор, скорее всего, у сети будет непрофильный», — прогнозирует ретейлер.

По словам двух источников «Нового проспекта», ни в петербургском, ни в московском офисах OBI нет понимания, когда будут открыты магазины. На прошедшем сегодня совещании эта информация не прозвучала. Также сотрудникам не сообщили имя будущего инвестора. «Сейчас ведутся работы по подключению российского софта, однако альтернативы по 100% замене с точки зрения функционала нет», — говорит источник в компании.

История раскола

Как ранее сообщали СМИ, OBI GmbH заблокировала доступ к IT-системе своим российским магазинам. Это мешает им нормально функционировать и обслуживать покупателей. В результате у российских топ-менеджеров возник конфликт с немецким холдингом OBI по поводу возобновления работы магазинов в России.

Сотрудники компании 17 марта создали telegram-канал «Будь в курсе». Директор по персоналу Галина Меркулова выложила в нем видео, из которого следует, что ретейлеру закрыли доступ к корпоративной почте, серверу и кассам. Начальник отдела информационных технологий OBI Дмитрий Мамонтов сообщил в конце марта в telegram-канале, что IT-команда восстановила большинство ключевых систем и смогла установить альтернативное ПО для касс в магазинах.

OBI во всем мире развивается по франчайзингу. Решение об уходе из России владелец франшизы принял самостоятельно, несмотря на огромные инвестиции, сделанные российскими партнерами.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Сеть OBI начала работать в России с 2003 года. Изначально это было совместное российско-немецкое предприятие, в котором 49% принадлежало бизнесмену Игорю Сосину (развивал также сеть товаров для дома «Хоттабыч», магазины канцелярии Modi и магазины одежды Modis). Позже он продал свою долю в бизнесе немецкому концерну. Сделку оценивали в 10 млрд рублей, что сделало OBI GmbH мажоритарным владельцем активов, а миноритарными долями владеют другие компании из того же холдинга. На начало 2022 года в сеть входило 27 гипермаркетов, штат насчитывает почти 5 тыс. сотрудников.

По оценке INFOLine, в 2020 году консолидированная выручка OBI в России составила 47,8 млрд рублей, чистый убыток — 2,3 млрд рублей. В 2021 году выручка — 41,8 млрд рублей, а чистый убыток — 2,5 млрд рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня