Как после бомбёжки. Бизнесмены подсчитывают убытки от эвакуации
Вход в ТРК «Планета Нептун» преграждают мужчины в бронежилетах и касках.
— Прохода нет, торговый комплекс закрыт из-за сообщения по минированию. Проводим проверку.
— Это на весь день?
— Пока у нас нет информации, но ещё часа два как минимум работать не будет.
На улице перед зданием столпились сотрудники торгового центра. Группы школьников, которых привезли на экскурсии в океанариум, возвращаются обратно.
Похожая картина сегодня наблюдалась по всему городу. С вынужденной эвакуацией из-за угроз о готовящихся терактах столкнулись более 70 объектов, среди которых школы, больницы, госучреждения, включая «Невскую Ратушу», а также бизнес-центры и торговые комплексы.
Не совершай ошибку
«На территории вашего объекта заложено взрывное устройство! Без эвакуаций будут жертвы, мы вас предупредили. Не совершайте ошибку, прольется кровь невинных людей. Сегодня в Питере будет трагедия… Мы уверены, вы не успеете обезвредить все бомбы». По данным СМИ, такой текст был разослан по электронной почте с болгарских почтовых серверов. Проверка этих сообщений затянулась: кинологов с собаками для поиска взрывчатки не хватало, в итоге работа многих объектов была парализована на полдня.
Убытки от вынужденного простоя — крайне болезненная тема как для владельцев, так и арендаторов ТРК. Мы связались с владельцами коммерческой недвижимости и крупными арендаторами различных торговых центров, которые сегодня «минировали», но все они отказались комментировать эту тему.
Исключение составила только компания «Адамант». «Безусловно, ситуация с эвакуациями торгово-развлекательных комплексов вносит свои коррективы в их работу. Как правило, в таких случаях работа комплекса приостанавливается на несколько часов. При этом со стороны посетителей уже давно нет негативной реакции. Думаю, люди привыкли к подобным ситуациям, ведь массовые эвакуации из торговых комплексов, связанные с сообщениями о заминировании, проводятся с 2015 года», — рассказала Алёна Мариничева, директор департамента рекламы и маркетинга управляющей компании «Адамант».
В компании говорят, что пока ущерб посчитать довольно сложно. И подчёркивают, что для них главное — это безопасность посетителей, поэтому реагировать приходится на все подобные сигналы.
Без скидки на форс-мажор
Как правило, арендаторы платят собственнику торгового центра около 10% от своей выручки (у крупных, якорных арендаторов этот процент меньше, у мелких — больше), так что убытки несут все.
«Трафик в день эвакуации падает минимум на 20%. Безусловно, потеря и отток посетителей влечёт за собой сопоставимое снижение товарооборота арендаторов», — говорит Екатерина Аридова, исполнительный директор департамента управления недвижимостью Colliers International по России.
«Сообщения о заминировании — чистой воды шантаж. Но доказать это очень сложно. Ущерб от каждого такого эпизода колоссальный. Но нагрузка, как правило, ложится на арендатора — он платит по договору, а там каждый такой случай классифицируется как форс-мажор, и скидок не предполагает. Для торгового центра основная потеря от шантажа — имиджевая. Но после истории с «Зимней вишней» люди стали с гораздо большим пониманием и ответственностью относиться к просьбам охраны покинуть объект», — отмечает генеральный директор Smart Estate Михаил Петров (занимается брокериджем торговых центров по всей стране).
По его словам, универсального ответа на вопрос, как бороться с этим явлением, пока не придумали. Бывает трудно вычислить даже источник звонков, поскольку часто он находится за пределами России.
Страна непуганых идиотов
«Причину звонков о заминировании всегда сложно определить. Всплеск агрессии всегда возникает после очередного ухудшения отношений между Россией и Украиной. В прошлом году, во всяком случае, СМИ тему с атаками на ТЦ преподносили именно так. Но по своему опыту могу сказать, что причиной может быть банальное обострение у психов или хулиганство», — считает управляющий партнер REDSTONE.property Индира Шафикова. Она приводит пример с одним из своих торговых центров, когда после звонка о заминировании пришлось эвакуирировать объект. Все помещения досматривали силовики с собаками. Для ТЦ площадью 30 тыс. м2 это заняло 5 часов.
«В дневное время такие атаки чреваты огромными потерями для арендаторов: на круг речь может идти о миллионах рублей недополученной выручки. Но если раньше арендаторы пытались жаловаться в таких ситуациях, то в последнее время все с пониманием относятся к происходящему и претензий к УК не предъявляют. Исправить ситуацию, на мой взгляд, могли бы колоссальные штрафы для «минёров». Вкатать им за каждый эпизод по 50 млн рублей штрафа — может, не стали бы звонить! Многих из них ведь в итоге находят. Правда, люди обычно оказываются психами, и им всё сходит с рук. У нас, к сожалению, страна непуганых идиотов», — сетует Индира Шафикова.
До Петербурга волна минирований докатилась только в конце января. В этом году в России «обострение» началось с Дальнего Востока: первые сообщения об эвакуации объектов поступали из Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского. Затем пострадали несколько городов в Сибири и на Урале. В нашем городе последние массовые атаки телефонных террористов были зафиксированы осенью 2017-го — зимой 2018 года. В отличие от прошлых лет, когда владельцам коммерческой недвижимости предлагали откупиться от сообщений о готовящихся терактах, сегодня денег с них никто не требовал. Об этом «Новому проспекту» сообщили в холдинге «Адамант».
Инфографика: Константин Мшагский
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ