Как миллиардер Алексей Мордашов сократил судебные требования "Росатома" в 13 тыс. раз
Новый проспект
Статьи

Как миллиардер Алексей Мордашов сократил судебные требования "Росатома" в 13 тыс. раз

Прочитано: 1394

«Силовые машины» миллиардера Алексея Мордашова отбились в суде от претензий заказчика оборудования для Белорусской АЭС, которые сначала составляли 90 млрд рублей, а потом были снижены до 1,2 млрд рублей. В итоге суд сократил штраф до 7 млн рублей. Юристы говорят, что таким образом закон защищает гражданский оборот от «драконовских санкций», которые могут превратиться в несправедливый заработок для одной из сторон.

Генподрядчик строительства Белорусской АЭС, московское АО «Атомстройэкспорт» («АСЭ», входит в госкорпорацию «Росатом»), пытался взыскать по суду с концерна «Силовые машины» Алексея Мордашова 90 млрд рублей за опоздания в поставках оборудования. По договору наказание за это нарушение не может превышать до 10% стоимости контракта. Но Арбитражный суд Москвы пошел дальше — присудил ответчику штраф размером всего 7 млн рублей. Апелляционный суд 4 июля подтвердил: так и будет.

справка нового проспекта

Первая атомная электростанция в Белоруссии — Белорусская АЭС — расположена у северо-западной границы с Литвой, в 40 км от Вильнюса. С самого начала строительства проект вызывает большие опасения у литовского правительства. Это первая АЭС поколения III+, построенная по российским технологиям не в России, она оснащена реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт. Сегодня четыре энергоблока такого типа успешно эксплуатируются в нашей стране: на Нововоронежской и Ленинградской АЭС. Физический запуск первого энергоблока Белорусской АЭС состоялся в августе 2020 года, акт приемки в эксплуатацию его пускового комплекса подписан 10 июня 2021 года.

Так хорошо всё начиналось

Контракт на строительство и поставку оборудования для Белорусской АЭС ПАО «Силовые машины» подписало 23 ноября 2012 года. Государственный заказчик этого проекта — ГП «Белорусская АЭС», а генеральный подрядчик — российский «Атомстройэкспорт».

Петербургские машиностроители обязались изготовить и поставить оборудование для первого и второго энергоблоков станции. Согласно контракту, неустойка за опоздания составляет 0,03% цены оборудования соответствующего энергоблока (около 12 млрд рублей) за каждый день просрочки. С момента подписания контракта «Силовые машины» пережили уже два судебных процесса с заказчиком.

Первая претензия на сумму 1,2 млрд рублей касалась опоздания в поставке трубопроводной арматуры для первого энергоблока. Она появилась в апреле 2019 года. Арбитражный суд Москвы согласился: задержки были, но снизил сумму требований до 144 млн рублей. Истцу тогда объяснили, что размер взыскиваемой неустойки должен хоть в какой-то степени соответствовать причиненному ущербу, иначе арбитражные процессы из инструмента восстановления справедливости превращаются в способ заработка. Спор прошел три инстанции и завершился в кассационном Арбитражном суде Московского округа в октябре 2020 года.


По второму кругу

В ноябре 2021 года Белорусская АЭС предъявила «Силовым машинам» новые претензии на 1,2 млрд рублей. На этот раз за просрочку поставок для второго энергоблока.

Иск начинался с зажигательной арифметики. По расчетам юристов «АСЭ», опоздание в поставке составило 1127 дней, поэтому 0,03% цены оборудования энергоблока в день превратились в 90 млрд рублей исковых требований. Это примерно в 4 раза больше стоимости всего контракта!

Впрочем, атомщики признали: взыскать больше 10% общей суммы затрат на энергоблок контракт не позволяет, поэтому остановились 1,2 млрд рублей. Но суд снизил аппетиты истца до 7 млн рублей, это в 13 тыс. раз меньше, чем «АСЭ» хотел изначально.

Во время спора выяснилось, что «АСЭ» пропустил трехлетний срок исковой давности по большинству требований. Иск был подан 24 ноября 2021 года, задержки поставок оборудования с июня 2017 года по 23 ноября 2018 года в упомянутые 3 года не вписались.

«О нарушении своего права истец должен был узнать на следующий день после установленных договором дней запланированной поставки», — написано по этому поводу в мотивировочной части решения московского арбитража.

Кроме того, энергоблоки Белорусской АЭС вводили в эксплуатацию, мягко говоря, не по графику. Первый блок был сдан почти на 3 года позже запланированного срока, а второй следовало принять в июле 2020 года. Но этого не случилось до сих пор. В конце мая на сайте АЭС в качестве срока ввода в эксплуатацию второго энергоблока был указан конец 2022 года. В результате заказчик сам неоднократно задерживал оформление поставок оборудования от «Силовых машин», потому что не готов был этим оборудованием воспользоваться.

«АСЭ исполняет свои обязательства с нарушениями сроков независимо от ответчика. «АСЭ» неоднократно отказывался от оформления первичных бухгалтерских документов на готовое к отгрузке оборудование, что не позволяло ответчику исполнить обязательства по поставке в сроки, установленные договором», — сказано в судебном решении.

Решение суда вступило в законную силу, что не мешает «Атомстройэкспорту» попытаться обжаловать его в кассационном суде. «Новый проспект» отправил предложения о комментарии участникам процесса. В пресс-службе «Силовых машин» от комментариев отказались. В «Атомстройэкспорте» подтвердили, что решение суда было обжаловано в апелляционном порядке и оставлено 4 июня без изменения.


Глубокое погружение ради справедливости

Юристы говорят, что довольно часто за формальным нарушением подрядчиками сроков исполнения обязательств кроется неумение заказчика правильно распланировать собственную работу.

«Суды в таких случаях глубоко погружаются в структуру их взаимоотношений и устанавливают причинно-следственную связь между оплошностями заказчика и опозданиями подрядчика, после чего назначают справедливые взыскания за допущенные просрочки. Судебный спор между «Атомстройэкспортом» и «Силовыми машинами» — яркий пример этой тенденции», — полагает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.

«Ситуация не нова. Существует ст. 333 Гражданского кодекса, позволяющая суду уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства», — говорит партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов.

Наличие или отсутствие несоразмерности каждый суд оценивает самостоятельно, однако основной принцип заключается в том, что неустойка не должна превратиться из меры ответственности в способ заработка взыскивающего лица. Именно этот подход продемонстрировал суд в данном случае.

«При кажущейся внешне «неюристам» нелогичности такого положения законодательства всё вполне разумно: оно направлено на то, чтобы уберечь гражданский оборот от повсеместного наложения сторонами друг на друга «драконовских санкций», массовых штрафов и несправедливого заработка на них», — заключает Александр Арбузов.

справка нового проспекта

ПАО «Силовые машины» входит в состав вологодского ООО «Севергрупп», чьим бенефициаром является миллиардер Алексей Мордашов. Выручка «Силовых машин» за 2019 год составляет почти 40 млрд рублей.

суд арбитраж силовые машины Росатом промышленность Петербург
Другие статьи автора Читайте также по теме
Компании «МТЛ-Апарт» и «Союз Девелопмент» реконструируют под сервисный бутик-отель историческое здание в Московском районе Петербурга, купленное у «Охта групп».
24.04.2024

Компания «Петрополь» переделает под апарт-отель класса «4 звезды» полностью построенное здание на 17-й линии Васильевского острова.

24.04.2024
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки