
Фото: Агентство развития Новгородской области
Новый собственник бывшего завода IKEA в Новгородской области вложит 2-3 млрд рублей в перезапуск производства. Компания планирует занять на рынке место ушедшей шведской компании. Однако отраслевые эксперты предупреждают, что сделать это будет сложно.
О планах по развитию бывшего предприятия IKEA в Новгородской области сегодня на пресс-конференции рассказал генеральный директор и владелец ООО «Инвест Плюс» (входит в Slotex) Вадим Осипов. По его словам, предприятие в течение 2 месяцев перезапустит производство и выведет на рынок новый бренд мебели.
Как заявил Вадим Осипов, в рамках состоявшейся сделки обратный выкуп завода шведской стороной не предполагается. «В схему сделки не вошли бренды IKEA. Кроме того, нам нужно изменить название юрлица. Для этого у нас есть 8 недель», — отметил он. Сумму сделки представитель компании не назвал.
По мнению начальника отдела торговых операций Петербургского технического центра, автора стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрия Маркова, стоимость сделки могла составить около половины стоимости чистых активов предприятия, то есть около 4 млрд рублей.
«С учетом того, что Slotex не самая крупная компания, оплата может быть проведена в рассрочку или с привлечением кредита», — полагает он.
IKEA закрыла сделку по продаже мебельной фабрики в Новгородской области в конце марта. Предприятие приобрел совладелец петербургской компании Slotex Вадим Осипов. По данным СПАРК, в 2021 года выручка ООО «ИКЕА Индастри Новгород» составила 9,98 млрд рублей, чистая прибыль — 252 млн рублей. Здесь ежегодно производится до 500 тыс. м3 ДСП и 7 млн корпусов кухонной мебели и шкафов. Однако весь последний год предприятие находилось в простое.
Компания Slotex, управляющая производственными площадками в Петербурге и Ленобласти, разрабатывает и производит декоративный пластик, мебельные комплектующие и интерьерно-отделочные материалы. По СПАРК, собственник ООО «Слотекс» — Светлана Осипова, выручка за 2021 год составила 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 108 млн рублей.
ООО «Инвест Плюс» зарегистрировано в сентябре 2022 года. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 99% уставного капитала компании принадлежит Вадиму Осипову. Еще 1% уставного капитала — у Валентины Осиповой.
Фото: Slotex
Три дороги — три судьбы
Вадим Осипов рассказал, что бывший завод IKEA будет развиваться по трем основным направлениям: выпуск ДСП, производство мебельных комплектующих для сегмента b2b (для мебели бизнес-класса), а также выпуск готовой мебели в массовом сегменте. «По ценам эта мебель будет сопоставима с продукцией IKEA», — отметил Вадим Осипов.
В первую очередь продукция завода будет рассчитана на внутренний рынок. «Если возникнет возможность работы на экспорт, мы от нее не откажемся», — добавил Вадим Осипов.
Участники рынка считают, что новому собственнику нужно будет инвестировать значительные средства в перезапуск и перенастройку производства.
«Если говорить про рынок ДСП, то он имеет хорошие перспективы для развития, и весь объем, который будет производить бывшая IKEA в Новгороде, будет востребован. Несколько лет назад за счет активного экспорта в Казахстан и другие страны (около 20% от общего объема) на рынке даже возникал дефицит ДСП», — напоминает Виталий Липский, глава Национального лесного агентства развития и инвестиций.
Но с продажами комплектующих для мебели в том виде, в котором они существуют в Новгороде сейчас, по его словам, могут возникнуть проблемы. «Фабрики IKEA в России изначально были рассчитаны на очень большие объемы комплектующих, которые дорабатывались и собирались в других странах. Нынешние объемы продукции фабрики внутри страны полностью точно не будут востребованы», — считает Виталий Липский.
Главной «фишкой» IKEA было то, что компания умела продавать мебель. «Смогут ли новые собственники повторить этот успех, покажет время», — комментирует Виталий Липский.
Свято место пустовать не будет
По словам Александра Шестакова, гендиректора Первой мебельной фабрики, президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, российский мебельный рынок в 2022 году вырос на 15%. Такого темпа развития, по его словам, удалось достичь во многом благодаря уходу крупных зарубежных игроков, в том числе IKEA, хотя весь прошлый год отечественная экономика функционировала в условиях санкционного давления.
«В прошлом году отечественные предприятия сумели быстро занять рыночную нишу IKEA, которая была не так уж и велика. Если говорить именно о мебели, то на долю IKEA как производителя мебели приходилось не более 5% внутреннего рынка», — добавляет глава Первой мебельной фабрики.
В текущем году темпы роста рынка мебели в России уже не столь велики. «По одному из прогнозных сценариев, рынок может перейти в стагнацию», — говорит Александр Шестаков.
В такой ситуации, по его словам, новым производителям мебели будет крайне сложно найти своего покупателя и реализовать значительные объемы продукции. «А с учетом того, что экспортные возможности производителей мебели из России сегодня крайне невелики, повторить путь IKEA, которая вывозила за рубеж до 70% всей производимой российскими предприятиями продукции, вряд ли получится», — комментирует Александр Шестаков.
По его словам, запуск производства комплектующих для мебели в текущих рыночных реалиях кажется довольно рискованным. «Все крупные производители уже обеспечены мебельными заготовками: они либо их производят сами, либо закупают у надежных поставщиков. Если бы кто-то наладил в России производство мебельной фурнитуры, лакокрасочной продукции, химикатов, то это бы пользовалось спросом», — заключил Александр Шестаков.
