"Ивангород" без границ. Автомобильный пункт пропуска уйдет на реконструкцию

Международный автомобильный пограничный пункт пропуска «Ивангород» на границе с Эстонией в конце лета — начале осени закроется на реконструкцию, которая продлится более 2 лет. На это время будет закрыто движение грузового и легкового автотранспорта и автобусов, однако предполагается, что пешеходы по-прежнему смогут пересекать границу в этом месте.

В конце декабря прошлого года подведомственное Минтрансу России ФГКУ «Росгранстрой» получило положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту реконструкции автомобильного пункта пропуска «Ивангород». Дата закрытия границы пока официально не объявлена, но, если все пойдет по плану, реконструкция начнется в конце лета или этой осенью.

«На второе полугодие текущего года намечено заключение государственного контракта на строительно-монтажные работы. Как только контракт будет заключен и начнутся работы, движение транспорта будет закрыто. Согласно проектно-сметной документации, срок производства строительно-монтажных работ составляет 28 месяцев со дня заключения контракта», — отметили в пресс-службе «Росгранстроя».

Автомобильный пункт пропуска в Ивангороде был построен в 1993 году, сейчас его технические возможности уже не отвечают современным требованиям. После реконструкции появится новый пункт с подъездными путями. Это должно помочь справиться с очередями из грузового автотранспорта, которые там образовывались.

«Модернизация погранперехода позволит увеличить его пропускную способность на 25% по количеству транспорта (до 1860 транспортных средств в сутки) и на 60% по количеству граждан (1133 человека в сутки), а также обеспечить комфортные условия для туристов и грузоперевозчиков, пресекающих государственную границу», — сообщили в «Росгранстрое».

На время реконструкции движение грузового и легкового автотранспорта, а также автобусов через нарвско-ивангородский участок границы будет полностью остановлено.

Машины пойдут в объезд

Не все товары попали под санкции, и торговля между Россией и ЕС пока продолжается. А через этот погранпереход идут грузы не только в Эстонию и из Эстонии, но и в другие страны ЕС. Что касается Эстонии, то из нее в Россию поставляют механические устройства, в частности центрифуги и фильтровальное оборудование, электрическое оборудование, в том числе медицинского назначения, пластмассы и изделия из них, а также оптические и измерительные приборы.

В 2022 году значительно увеличилось количество ввозимого в Россию вина: через Эстонию повезли продукцию из южных винодельческих регионов ЕС.

Однако объемы перевозки грузов через границу в этом месте небольшие, и есть тенденция к их сокращению. Часть товаров идет по железной дороге, а автомобильные грузы можно пустить через другой пропускной пункт.

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин сказал «Новому проспекту», что временное закрытие погранперехода на работе перевозчиков особо не отразится: «Поскольку нам ворота в Европу закрыли еще в прошлом году, мы туда и оттуда сейчас практически ничего не везем. Поэтому, возможно, именно сейчас подходящий момент для проведения ремонта и временного закрытия пункта».

Не наша проблема

На самом Ивангороде закрытие пункта также мало скажется. Более серьезные последствия будут для эстонского приграничного города Нарвы, в котором довольно большой процент жителей задействован в логистических и транспортных компаниях.

«Это серьезный вызов, я думаю, для сотен людей. Они потеряют работу, свой доход. Я имею в виду водителей грузовых автомобилей и людей, которые занимаются логистикой. Мы знаем, что влияние будет заметно через какое-то время», — отметила мэр Нарвы Катри Райк в комментариях эстонским СМИ.

Пешком пожалуйте

Сам мост реконструировать пока не планируется, поэтому предполагается, что контрольно-пропускной пункт будет работать для пешеходов. В настоящий момент «Росгранстрой» с государственными контрольными органами (пограничная, таможенная службы, Россельхознадзор и Роспотребнадзор) прорабатывает вопрос сохранения движения пешеходов на период реконструкции.

Через реку Нарву есть и другой мост, пешеходный. Но находящийся там пункт пропуска «Нарва-2» с 28 ноября 2022 года закрыт на реконструкцию по инициативе эстонской стороны. Пока неизвестно, как долго там будет проходить реконструкция, но пункт на российской стороне — в районе Парусинка в Ивангороде — технически готов к работе.

Границу пешком пересекает много жителей приграничных городов Эстонии, которые навещают родных и друзей, а некоторые даже имеют дачи в России. В советское время Ивангород и Нарва были, по сути, единым комплексом, и многие ивангородцы работали в Нарве. До недавнего времени из Эстонии в Россию по мосту Дружбы также ходили челночники — за дешевым бензином, сигаретами и лекарствами.

Автобусные пересадки

У автобусной компании Lux Express пока нет конкретного плана действия, поскольку российская сторона еще не объявила о закрытии границы. В соответствии с межправительственными договоренностями, которые по-прежнему действуют, информация должно поступить за 2 месяца до закрытия пункта.

Наталья Арефьева, исполнительный директор АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group), сообщила «Новому проспекту», что на сегодняшний день нет подробностей о конкретных сроках реконструкции и об условиях закрытия погранпункта. «Один из возможных вариантов, который мы рассматриваем на время реконструкции, — это открытый пешеходный переход на погранпункте Ивангород. В этом случае пассажирам Lux Express надо будет пройти паспортный контроль на этом переходе, после чего со стороны Нарвы их будет ждать другой автобус компании. На нем они продолжат путь в сторону Таллинна», — рассказала Наталья Арефьева.

«Также мы надеемся, что при реконструкции погранпункта в Ивангороде будет использован опыт аналогичных работ в Нарве в 2014—2015 годах. Тогда автобусы пересекали границу по коридору для грузовых автомобилей», — добавила она.

Кроме того, можно добраться из Петербурга до Ивангорода на маршрутке, затем перейти границу пешком и дальше сесть на автобус или поезд в Эстонии. Такой вариант и сейчас довольно популярен, так как поездка обычно обходится значительно дешевле, чем на рейсовом автобусе. Также этим маршрутом пользуются те, кто едет в приграничные с Россией эстонские города — Нарву и Силламяэ.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным департамента статистики Эстонии, в 2022 году страна поставила в Россию товаров на € 761 млн. Самую большую долю в экспорте занимали центрифуги и фильтрующее оборудование (5,6% от общего объема экспорта), а также медицинские изделия (3,3%).

В 2022 году Россия поставила в Эстонию товаров на € 1,8 млрд. Самыми большими статьями импорта на тот момент были масла и другие продукты из каменноугольной смолы (28,5% от общего объема импорта), а также продукты нефтепереработки (25,6%).

Актуально сегодня