Итоги года. Верфи работают без комплектующих

Фрегат «Адмирал Головко». Фото: mil.ru
Верфи Петербурга и Ленобласти, несмотря на санкции и вызванный ими дефицит комплектующих, продолжают строить и сдавать гражданские и военные суда. Смогут ли они и дальше решать эту задачу, разбирался «Новый проспект».
Весь прошлый год судостроители испытывали и сдавали начатые ранее проекты в сфере гособоронзаказа. Например, в декабре фрегат «Адмирал Головко» проекта 22350, построенный на Северной верфи, успешно завершил первый этап заводских ходовых испытаний на Финском заливе. А в ноябре морской тральщик проекта 12700 «Петр Ильичев», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе, вошел в состав Тихоокеанского флота. Этот корабль предназначен для борьбы со всеми видами современных морских мин.
О прохождении государственных испытаний дизель-электрической подлодки (БПЛ) «Уфа» проекта 636 сообщали Адмиралтейские верфи. «Уфа» — четвертая подводная лодка серии для Тихоокеанского флота. Сейчас она проходит испытания на полигонах Балтийского моря. После отработки программы государственных испытаний лодка пройдет ревизию и чистовую отделку. Всего Адмиралтейские верфи строят шесть субмарин этого проекта.
Кроме того, долю гособоронзаказа в портфеле увеличивает Выборгский судостроительный завод. В минувшем октябре он спустил на воду патрульный ледокол «Пурга» для ФСБ. Это первое подобное судно в преимущественно гражданском портфеле верфи.
Корабль будет нести службу в арктических морях России. Как говорил генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев в интервью ИАА «Портньюс», еще один корабль этой серии необходим для Северо-Западного бассейна. «Мы рассчитываем на этот заказ и на другие тоже», — заявил он.
Корабли в моей гавани
С гражданскими заказами ситуация была более динамичной. Северная верфь спустила на воду траулер-процессор «Капитан Тузов» для ГК «Норебо», а также отправила на заводские ходовые испытания головной ярусолов-процессор «Гандвик-1» для группы «Карельский рыболовный флот».
Кроме того, ГК «Норебо» официально объявила, что выходит в сегмент строительства рыболовецких судов в Ленобласти. Представители компании осенью заявили, что группа приобрела у ГК «Пелла» компанию «Пелла-Стапель», которая занимается строительством рыболовных судов. Теперь ГК «Норебо» намерена построить четыре ярусолова-процессора проекта 200101 на своем новом предприятии и расширить эту серию.
Строительство и сдача атомных ледоколов продолжается на Балтийском заводе. В ноябре здесь состоялся спуск на воду ледокола «Якутия», четвертого судна проекта 22220, строящегося по заказу Росатома. А ледокол «Урал» этой же серии уже прибыл в Мурманск и отправился в первый рабочий рейс в Обь-Енисейский район Карского моря.
«Практически на 90% ледокол российский. Я надеюсь, что в ближайшее время локализация выпуска оборудования завершится», — сказал директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша через пресс-службу.
Как растянуть квоты под киль
Участники рынка не перестают говорить о том, что у программы по строительству рыболовецких судов «Квоты под киль» большие сложности. Эта программа стартовала в 2018 году. Она предполагает предоставление квот на вылов рыбы тем компаниям, которые размещают заказы на строительство судов на российских верфях. В рамках программы собираются построить 105 судов, но на сегодня сдано только 10.
Как говорил на Международном рыбопромышленном форуме генеральный директор ООО «СК «Викинг» Андрей Басаргин, сроки строительства судов значительно затягиваются из-за отсутствия у российских компаний опыта в данной сфере. Федеральное правительство как раз обсуждает вопрос переноса сроков старта второго этапа программы.
Как напомнил Андрей Басаргин, на стапелях отечественных заводов сейчас находятся 69 судов и еще 25 не заложены — их ждет перепроектирование. «На суда, находящихся на стапелях, оборудование не поставлено полностью или частично. Это влечет за собой изменение проектов строительства», — добавил Андрей Басаргин. На перепроектирование рыболовецких судов с учетом поставки на них оборудования уйдет, по его прогнозу, в лучшем случае полтора года. Последующая достройка займет еще около 3 лет. Поэтому этап окончания первого этапа программы «Квоты под киль» стоит перенести на 2026-2027 годы.
Проблемы с поставками
Еще одна головная боль российских судостроителей — проблемы с поставками комплектующих для судостроения на фоне санкций. На гражданских судах доля импортных компонентов составляла около 60% (в сегменте гособоронзаказа этот показатель намного меньше, но не равен нулю).
С учетом того, что из России ушли в том числе производители двигателей, например финская Wartsila, сроки строительства судов будут затягиваться. Да, судовые двигатели активно строит Коломенский завод, но он один на всю страну и с возникшим спросом не справляется.
Из-за санкций и поиска новых производителей оборудования корректируются и сроки сдачи гражданских объектов. Например, на Выборгском судостроительном заводе в конце года был заложен линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900 для Росморпорта. Но сроки его строительства придется пересмотреть из-за замены импортного оборудования на российское (его доля составит в этом ледоколе 90%). «По сути, нам придется делать новый проект, хотя уже есть договоренности со всеми поставщиками», — заверил директор завода Александр Соловьев.