Итоги года. Судостроители закрывают финансовые дыры

Главным событием в российском и петербургском судостроении в минувшем году было решение президента РФ о реформировании Объединенной судостроительной корпорации и передаче ее во временное управление банку ВТБ. Правда, эксперты считают, что ВТБ не сможет глобально улучшить ситуацию на верфях.

Федеральный центр наконец официально и явно признал, что дела у российских верфей, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), плохи. Летом 2022 года Владимир Путин публично раскритиковал гендиректора ОСК Алексея Рахманова за убыточные контракты. А в августе 2023 года на встрече с главой ВТБ Андреем Костиным президент заявил, что государство, владеющее 100% акций корпорации, передаст ее банку. При этом доверительное управление акциями не изменит форму собственности и обязательства по действующим контрактам.

Президент отметил, что ОСК — это работающая структура, набирающая темп, но «проблем и вопросов много». Тем не менее Кремль рассчитывает на ВТБ при решении проблем ОСК. «Есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании», — отметил глава государства.

Банк ВТБ давно сотрудничает с судостроительной корпорацией и знает все ее проблемы. ОСК — давний корпоративный клиент банка, который активно финансировал судостроительные проекты верфей, входящих в корпорацию.

Каскад проблем

Но, похоже, Андрей Костин погорячился, когда сказал, что знает буквально все проблемы ОСК, потому что в конце 2023 года он заявил, что ОСК — одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство.

«Проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание, особенно в зоне гражданского судостроения», — заявил он в интервью РБК.

Ревизия показала, что практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные и у нее нет единой достоверной финансовой отчетности.

Контрагенты верфей и раньше сообщали о сложностях со строительством судов. Например, представители СЗРПК отмечали, что судостроительные заводы нуждаются в докапитализации, для того чтобы достроить рыболовецкие суда.

Опрошенные «НП» участники отрасли говорили о том, что проблемы судостроительной отрасли и ОСК в целом сложнее, чем видится ВТБ. Неоднократно речь шла о том, что верфи, построенные еще в советское время, устарели и не могут работать экономически эффективно.

«В принципе, сделать структуру управления верфями эффективной можно, но для этого требуется решение федерального центра принципиально всё поменять в отрасли, а такого решения нет», — пояснял один из отраслевых экспертов.

Кадровые перестановки

С передачей ОСК в управление ВТБ начались кадровые перестановки в корпорации. Так, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов, руководивший холдингом с 2014 года, покинул пост. Новым главой ОСК стал бывший первый зампредседателя ВТБ Андрей Пучков, а Андрей Костин — председателем совета директоров корпорации.

Кроме того, в декабре Андрея Веселова на посту гендиректора Адмиралтейских верфей сменил бывший заместитель гендиректора по производству Андрей Быстров. Он стал врио гендиректора.

Также в декабре издание 47news написало о том, что часть сотрудников Адмиралтейских верфей отправлена в простой с 1 по 31 декабря в связи со снижением объемов производства и отсутствием финансирования по ряду заказов. В простой сотрудников отправлял Андрей Веселов.

2023 год отмечен еще одной кадровой перестановкой, которая, впрочем, не связана с реформированием ОСК: с поста гендиректора Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) был уволен Александр Соловьев. Известно, что у него был давний конфликт с Алексеем Рахмановым, который на тот момент еще был главой ОСК. «Но причина ухода явно не только в этом», — говорят источники, знакомые с ситуацией. Сейчас ВСЗ возглавляет Сергей Черногубовский. Ранее он работал в структуре «Росатома», был заместителем директора по производству филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звездочка», возглавлял департамент гражданского судостроения ОСК.

В свою очередь, Александр Соловьев летом прошлого года стал заместителем президента рыбопромышленной ГК «Антей». Затем в конце лета он перешел на пост директора входящих в рыбопромышленный холдинг «Норебо» ООО «Судостроительный завод «Отрадное» и ООО «Нева-Стапель».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня