Итоги года: Рунет теряет обороты, но не падает
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) скорректировала свой прогноз развития интернет-экономики России. По новым данным, в 2022 году отрасль вырастет на 24%. Это вдвое ниже, чем в прошлом году, но весной этого года эксперты и вовсе предрекали падение рынка на 11%.
Взлеты и падения
Один из сегментов Рунета, который впервые за весь период наблюдений столкнется с падением объемов, — это интернет-реклама. Ожидается, что по итогам года этот рынок сократится на 10% от объемов 2021 года, до 390,7 млрд рублей. «Негативное влияние на сегмент оказывает снижение доступности качественного рекламного инвентаря, вызванного уходом крупнейших зарубежных поставщиков, а также прекращение рекламной активности многих зарубежных компаний и приостановка рекламы целого ряда российских брендов», — поясняет руководитель отдела медиа и контента AdIndex Мария Георгиевская.
Рынок тянут вверх только два сегмента — электронная коммерция и инфраструктура. При этом электронная коммерция вносит наибольший вклад в интернет-экономику России. В 2022 году её объемы, по прогнозам, увеличатся почти до 11 трлн рублей, однако темпы роста снизятся до 10%.
«Онлайн-ретейл в 2022 году столкнулся со снижением числа заказов, в том числе в самом быстрорастущем по итогам прошлых лет сегменте доставки продуктов питания (по оценкам Data Insight, в 2021 году рост числа заказов на этом рынке составил 320%), — констатирует директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков. — После резкого скачка спроса в конце февраля — марте 2022 года, когда потребители активно закупались впрок, последовало снижение покупательной активности. В условиях экономической нестабильности потребители экономят на крупных и необязательных покупках. При этом стабильным спросом пользуются группы повседневных товаров: FMCG, товары для детей, а также бытовая техника».
Директор по маркетингу Insales Светлана Берегулина ожидает значительный рост на рынке C2C (от англ. consumer-to-consumer, буквально — «потребитель для потребителя» — термин, обозначающий схему взаимоотношений, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями. — Прим. «НП»). «С2С-площадки уже в 2021 году приносили частным продавцам значительный доход, а возможность купить товары на вторичном рынке позволяют покупателям экономить. Кроме того, площадки активно развивают сервисы доставки между регионами, что расширяет географию продаж и увеличивает количество заказов», — уверена она. По словам Светланы Берегулиной, следует ожидать роста электронной коммерции за счет разрешения в 2022 году продажи через интернет рецептурных лекарственных препаратов и алкогольной продукции. К 2025 году ожидается рост онлайн-торговли до 25%.
Инфраструктура на высоте
Несмотря на влияние негативных факторов, таких как ограничения на поставку технологической продукции: полупроводников, вычислительных модулей, систем хранения данных и т. д., а также оборудования и компонентов для ее производства — инфраструктурный сегмент в 2022 году, согласно прогнозам, почти не потеряет в динамике относительно прошлого года. Ожидается, что рост сегмента составит 30%, а его объем увеличится до 298,7 млрд рублей.
«2022 год был снова не совсем обычным для российских доменов, — поделился своими ощущениями директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев. — Если в зоне .RU за 12 месяцев число доменных имен сократилось на 70,5 тыс., то в зоне .РФ, напротив, наблюдался рост, и за тот же период появилось почти 6 тыс. доменов».
Объем сегмента цифрового контента (включает распространение мультимедиа-продуктов в цифровой среде, потребление пользователями контента произведенного и переданного в цифровом формате. — Прим. «НП») по итогам 2022 снизится практически до допандемийных значений. Эксперты считают, что он сократится на 25%, до 115,6 млрд рублей.
«Падение сегмента обусловлено существенным сокращением объема контента, особенно это коснулось самого большого по размерам рынка онлайн-игр», — пояснил исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер. По его словам, значительное давление на сегмент оказывает регулирование, в частности инициативы, связанные с ограничением различного контента, закон об иноагентах. Вместе с тем позитивным фактором являются значительные инвестиции в производство молодежного и подросткового контента.
Грядущее
Что будет в следующем 2023 году, пока прогнозировать никто не решается, однако уже понятно, что легко не будет. Например, до конца 2022 года в Госдуму планируют внести законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, который даст возможность их отключать. В случае принятия закона все владельцы сайтов или информационных систем, которые используют подобные технологии, обязаны будут исполнять этот закон. Главная идея законопроекта — возможность полного или частичного отказа пользователей от применения рекомендательных технологий, которую должны обеспечить все владельцы сайтов или информационных систем. Под его действие попадут социальные сети, поисковые системы, маркетплейсы, видеохостинги, онлайн-кинотеатры.
Автор документа, зампредседателя комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, уверен, что такие меры нужны для защиты прав пользователей и пресечения манипуляций со стороны цифровых платформ. Представители рынка интернет-торговли уверены, что нововведения увеличат путь товара от поставщика до потребителя в разы. По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, потери отрасли могут составить более чем 100 млрд рублей ежегодно.