Итоги года. Импортозамещение на марше

Второй год реального импортозамещения в России подошел к концу. Бизнес запустил немало проектов в разных отраслях, а власть определила приоритеты, стратегии и размеры госпомощи. Но стало очевидно, что быстро преодолеть зависимость от импорта не получается. В большинстве отраслей начинать нужно буквально с нуля.
Впервые тема импортозамещения возникла в России в 2014 году, после «первых антикрымских» санкций. Но это была лишь репетиция того, с чем столкнулась страна 2 года назад. С началом СВО санкции ужесточились. Во многих отраслях замена импорта отечественным продуктом пошла быстрее. А прошлый 2023 год принес в процесс упорядоченность: стало понятно, чего не хватает России, на что можно рассчитывать и что нужно импортозамещать в первую очередь.
К середине апреля правительство определилось с приоритетами и назвало 13 отраслей промышленности, где импортозамещение должно идти ускоренными темпами. В список, в частности, вошли авиация и судостроение, медицина и электроника, машиностроение и сельское хозяйство. В перечень попали отрасли, где показатель локализации производства оказался меньше 50%.
В середине года стало очевидно, что быстро импортозаместить всё что нужно не получается. Одним из первых об этом в конце июня сказал руководитель одного из направлений Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. «Условия развития российской экономики, сформировавшиеся в последние годы, вряд ли качественно изменятся в ближайшие 10-15 лет. Хотя адаптация к новым условиям идет, и довольно успешно», — заявил он.
А в сентябре появилась обновленная Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности до 2030 года (с перспективой до 2035 года), согласно которой «промка» вырастет на 23,8% к уровню 2019 года только к 2030 году. А настоящий прорыв в этой области — рост на 55% — нас ждет в 2035 году.
Между тем в конце 2023 года у бизнеса появился свой взгляд на приоритеты импортозамещения. Во многом он совпал с видением властей, но конкретики в нем оказалось больше. Бизнес видит для себя наиболее удачные ниши для импортозамещения, готов начинать соответствующие проекты, но его инициатива ограничена из-за ухудшения логистики поставок сырья и комплектующих, а также проблем с закупкой нового оборудования, нехватки финансов и высокой ставки кредитования.
Повышение ключевой ставки ЦБ не мотивирует предприятия реализовывать инвестиционные планы. При этом средний размер инвестпроекта в области импортозамещения, как следует из опроса Ассоциации менеджеров, — несколько сотен миллионов рублей. Но есть и проекты-гиганты (более 1 млрд рублей готовы вложить в импортозамещение не более 10% российских бизнесменов).
Топ-10 крупнейших инвестпроектов, заявленных компаниями СЗФО в 2022 году:
1. Метанол от «Лимана»
Абсолютным рекордсменом по объему заявленных инвестиций в этом году на Северо-Западе стала ГК «Лиман», она собирается построить и запустить первый в России завод по переработке природного газа в метанол за более чем 200 млрд рублей. Новый газохимический комплекс мощностью 1,8 млн тонн метанола в год к 2028 году появится и в Ненецком автономном округе.
2. Транспортный «Алмаз-Антей»
На втором месте проект АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», которое с 2024 года намерено начать серийное производство тяжелой спецавтотехники на площадке бывшего петербургского автозавода Toyota. Речь идет о разработке инжинирингового центра Обуховского завода, гражданском грузовике-тягаче БАЗ-S36A11, который предназначен для нужд нефтегазовых и лесозаготовительных предприятий. Инвестиции концерна в развитие экс-тойотовской площадки оцениваются в 35-37 млрд рублей. Там же, на мощностях бывшей Toyota, «Алмаз-Антей» намерен приступить к производству электромобилей: в 2026—2027 годах предполагается выпускать уже по 55-60 тыс. электрокаров в год.
3. Электромобиль «Автотора»
Третье место у калининградского «Автотора», который работает над созданием литейно-механического завода стоимостью 32 млрд рублей. Он станет составной частью промышленного кластера, который строится в рамках специнвестконтракта, подписанного «Автотором» с Минпромторгом и правительством Калининградской области. Контракт предусматривает создание в России производства электромобилей, автомобилей с газовыми и гибридными силовыми установками, а также автокомпонентов. Мощности нового производства составят 5 тыс. тонн цветного литья и 10 тыс. тонн стального и чугунного литья в год, а парк оборудования будет включать в себя в том числе четыре машины литья под высоким давлением и две машины литья под низким давлением. Это позволит выпускать детали корпусов силовых установок и агрегатов автомобилей.
4. Мясо «ВСГЦ»
Компания «ВСГЦ», структура Великолукского агропромышленного холдинга, объявила о намерениях инвестировать 30 млрд рублей в строительство мясоперерабатывающего завода в Псковской области. Предполагается, что на заводе будет работать около 3 тыс. человек. Предприятие запустят в I квартале следующего года, а выйти на проектную мощность оно планирует к 2028 году. Ежегодный объем полуфабрикатов и готовой продукции превысит 284 тыс. тонн. Реализация продукции планируется как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
5. Авиационные двигатели «Ростеха»
Петербургское предприятие «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха», планирует увеличить объем производства серийных авиационных двигателей. Сейчас это двигатели семейства ВК-2500 и ТВ7-117 В, в 2024 году предприятие планирует сертифицировать новые вертолетные двигатели малой размерности — ВК-650 В для вертолетов «Ансат», Ка-226 и ВК-1600 В для Ка-62. Реализовывать планы «ОДК-Климов» собирается с помощью кредита в 10 млрд рублей от Новикомбанка.
6. Станки от БПК
Балтийская промышленная компания (БПК) инвестирует 7 млрд рублей в строительство нового производства тяжелого металлорежущего оборудования мощностью до 1 тыс. единиц продукции в год на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург». На строительство завода потребуется до 2,5 лет. Мощность нового предприятия составит от 500 до 1 тыс. станков в год, на первом этапе оно будет производить вертикально-фрезерные обрабатывающие и пятиосевые металлообрабатывающие центры, затем планируется наладить выпуск тяжелых горизонтально-расточных и портально-фрезерных станков. Преимущественным рынком сбыта продукции будущего петербургского завода в БПК называют внутренний российский рынок.
7. Лопатки «Силмаша»
В начале ноября компания «Силовые машины» ввела в эксплуатацию в Петербурге новое производство литых лопаток для газовых турбин. Объем инвестиций в проект превысил 6 млрд рублей, из которых 2,4 млрд рублей в виде двух льготных займов компании предоставил Фонд развития российской промышленности. Мощности нового производства рассчитаны на изготовление 16 комплектов литых лопаток газовых турбин в год с возможностью увеличения до 24 комплектов. Уровень локализации составит 100%: при изготовлении используется исключительно российское сырье.
8. Оборудование в Карелии
Карельский литейный завод «Петрозаводскмаш» в ближайшие 3 года планирует масштабное техническое перевооружение. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд рублей, 2,4 млрд из которых предприятие собирается занять у федерального Фонда развития промышленности, а оставшиеся 600 млн рублей будут выделены из собственных средств. В планах «Петрозаводскмаша» создание и оснащение оборудованием центра компетенций литейного производства высокотехнологичных отливок деталей и компонентов для машиностроения, а также увеличение объемов производства блоков для дизельных двигателей.
9. Арматура КМЗ
Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) запустил новое производство по выпуску запорной арматуры для нефтегазовых платформ и СПГ стоимостью около 2 млрд рублей. Завод уже заключил первый контракт. Заказчиком стало одно из дочерних подразделений НК «Роснефть». В течение следующих 3 лет КМЗ планирует выйти на объем производства около 6 тыс. единиц готовой продукции в год, что обеспечит выручку в 2 млрд рублей.
10. Трубы «Полипластика»
Петербургский производитель трубной продукции группа «Полипластик» намерен вложить 1,5 млрд рублей в строительство нового завода на территории Петербурга или Ленобласти. На предприятии хотят наладить выпуск полимерных труб и колодцев для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, прокладки электросетей и оптико-волоконных кабелей. Производственные мощности новой площадки составят до 25 тыс. тонн готовой трубной продукции в год с дальнейшим возможным расширением в зависимости от потребностей региона. Планируется создание более 200 новых рабочих мест. Объем реализации продукции завода составит более 5 млрд рублей в год.