Исправившемуся верить
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
В России впервые заработала система пробации — комплексной ресоциализации осужденных с целью их адаптации к жизни на свободе. Эти механизмы призваны не только восстановить права бывших преступников, но и предупредить совершение ими новых деяний. Оплачивать такие программы придется налогоплательщикам, в том числе потерпевшим.
Ежегодно из заключения освобождается от 100 тыс. до 230 тыс. человек. Их социальная неустроенность нередко толкает их на новые преступления. «Граждане, отбывающие наказание, зачастую теряют социальные связи, лишаются семьи, дома, работы. Люди освобождаются из мест лишения свободы, имея судимость, но не имея профессии, часто без средств к существованию, без жилья. Они остаются один на один с серьезнейшими проблемами, что, безусловно, отражается на росте рецидивной преступности», — заявил на заседании Совета Федерации министр юстиции Константин Чуйченко.
Преступление и наказание
Федеральный закон «О пробации», частично вступивший в силу 1 января, был разработан юридическим ведомством и поддержан президентом России. Хотя такие же предложения, высказанные в 2012 году правозащитниками (организацией «Гражданский контроль» и другими), тот же Минюст квалифицировал как политическую деятельность и повод для включения авторов идеи в реестр иностранных агентов. Более того, чиновники признают отсутствие у сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) опыта реализации пробации и уже обратились за помощью к тем же самым общественным организациям.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов считает отечественную систему наказания не имеющей аналогов в мире. «Конституция США допускает рабский труд в тюрьмах, основная задача — строгий режим для осужденных на длительный срок. В Европе, наоборот, для осужденных за счет налогоплательщиков создаются очень комфортные условия, цель — оградить от них общество. У нашей страны уникальный путь — не покарать, а исправить. То есть мы не ставим крест даже на самых отъявленных преступниках, и внедряемая пробация является частью этого механизма исправления», — убежден Александр Холодов.
По мнению председателя «Гражданского контроля» Елены Шаховой, российский закон о пробации в целом соответствует общепринятым мировым стандартам, в том числе обязательным для нашей страны рекомендациям комитета министров Совета Европы. «В то же время его принятие подтверждает, что основанная на принципе неотвратимости и соразмерности наказания за преступление карательная система правосудия работает плохо. Практически ни одна из целей наказания — социальная справедливость, исправление осужденного и предотвращение новых преступлений — не достигается», — убеждены правозащитники.
На свободу с чистой совестью
Закон предусматривает внедрение трех видов пробации. Самая важная, постпенитенциарная, направленная на ресоциализацию бывших заключенных, должна заработать только в 2025 году. Тогда же планируется создать центры пробации, единый реестр получающих поддержку и начать разработку индивидуальных планов.
Пока на предусмотренные новые законом меры вправе рассчитывать готовящиеся к освобождению из исправительных колоний. Сотрудникам ФСИН предписывается проводить с ними социальную и воспитательную работу, оказывать психологическую помощь, содействовать в восстановлении связей с родственниками, трудовыми коллективами и иными лицами, способными «оказать положительное влияние на поведение осужденных». К этой работе могут привлекаться волонтеры, религиозные и иные некоммерческие организации.
Вступившие в силу нормы закона предусматривают целый комплекс мер по содействию в трудовом и бытовом устройстве, включая получение осужденными среднего профессионального и даже высшего образования, оформление паспорта, пенсионного счета и иных документов, обеспечение бесплатного проезда к месту жительства, выдачу одежды по сезону, выплату пособия (подъемных) и многое другое.
Для трудоустройства освобождаемых и получения ими образования планируется заключить специальные соглашения с региональными службами занятости, колледжами, техникумами и иными образовательными учреждениями. По словам референта правового департамента Министерства науки и высшего образования РФ Вероники Барсуковой, некоторые университеты уже готовы сотрудничать с ФСИН. Также предлагается узаконить возможность получения высшего образования осужденными к лишению свободы или принудительным работам.
Адвокат благотворительного фонда «Русь сидящая» (деятельность этой организации признана в России нежелательной 1 августа 2024 года) Нелля Шишова (включена в реестр иностранных агентов) полагает, что теперь уголовно-исполнительные инспекции во взаимодействии со службой занятости обязаны подыскивать освободившимся из мест лишения свободы работу, а муниципалы — обеспечить таких лиц жильем. «Но как и за счет каких средств это будет выполняться, пока никто не знает», — констатирует адвокат.
Не забуду мать родную
Вместе с тем опрошенные эксперты отмечают, что никаких конкретных новых гарантий для осужденных ни закон, ни уже утвержденные Минюстом регламенты не предусматривают. В частности, и ранее освобождаемым из колоний выплачивалось единовременное денежное пособие (850 рублей, эта сумма не повышалась с 2011 года), по специальному нормативу выдается вещевое довольствие, сухой паек и билет до дома.
По данным Уполномоченного по правам человека в России основными причинами, мешающими успешной ресоциализации бывших заключенных, остается отсутствие жилья и регистрации, средств к существованию, препятствия в трудоустройстве (в том числе нежелание работодателей принимать на работу кандидатов с судимостями), а также «влияние представителей криминального сообщества после освобождения». Урегулирование этих проблем созданная система пенитенциарной пробации даже не предусматривает.
Кроме того, рассмотрение заявлений заключенных о пробации делегируется самому ФСИН — администрациям колоний и уголовно-исполнительным инспекциям. «Исходя из каких соображений будет приниматься решение о целесообразности? Будет ли учитываться наличие взысканий? Например, если заболевший не смог подняться с постели и заправить свою кровать, а заболел он из-за отсутствия медицинской помощи. Поэтому он получил взыскание, а значит, недостоин пробации? Причем администрация не обязана мотивировать отказ в пробации», — отмечает Елена Шахова.
Что воля, что неволя — всё равно
Не менее четверти бывших заключенных ставятся под административный надзор. То есть формально свободные граждане обязаны еженедельно отмечаться в полиции, им могут запретить выезжать за пределы города, выходить из квартиры в ночное время, посещать развлекательные учреждения и так далее. Причем нередко длительность надзора превышает назначенный судом срок лишения свободы.
Формально ограничительные меры устанавливаются в том числе с целью «оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов». Однако очень часто надзор не позволяет бывшим заключенным найти подходящую работу (особенно разъездную или в ночную смену). Практика свидетельствует, что служители Фемиды удовлетворяют до 98% требований об установлении, продлении или расширении административного надзора, но только 65% — о досрочном снятии или отмене ограничительных мер.
Законодательство разрешает отказывать осужденным в трудоустройстве только на отдельные должности и виды работ (в авиации, транспортной безопасности, таможенных органах, на пассажирском транспорте и др.). «При отсутствии установленных законами ограничений отказ в приеме на работу по причине судимости может квалифицироваться как дискриминация», — поясняет старший юрист коллегии адвокатов «Минушкина и партнеры» Яна Андрюкова. Однако на практике оспорить такой отказ крайне сложно. А благодаря системе публикации судебной информации найти информацию о вынесенном как минимум после 2011 года приговоре может любой работодатель.
Официальная статистика ФСИН не обновлялась в течение всего минувшего года. По состоянию на 1 января 2023 года в уголовно-исполнительной системе содержалось более 433 тыс. человек (включая находящихся под административным надзором, условно осужденных и обвиняемых). Более 61% заключенных имеет несколько судимостей. Затраты федерального бюджета на содержание системы исполнения наказаний в 2023 году составили 237 млрд рублей (в среднем — по полмиллиона на одного осужденного).