Иск высокого напряжения. Институт особо чистых препаратов задолжал электрикам
Здание ГосНИИ особо чистых биопрепаратов на Петроградской стороне
Петербургская сбытовая компания намерена обанкротить ФГУП «ГосНИИ особо чистых биопрепаратов» за долг в 3,4 млн рублей за поставленное электричество. Собственник НИИ — государство, а сам институт — стратегическое предприятие. Эксперты уверены, что его банкротства власти не допустят.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил ввести в отношении ФГУП «ГосНИИ ОЧБ» процедуру наблюдения, отменив решение суда первой инстанции. Об этом сообщается в картотеке арбитражных дел.
ФГУП «Государственный НИИ особо чистых биопрепаратов» подведомственно ФМБА России и входит в список стратегических предприятий. НИИ занимается разработкой и производством биопрепаратов. Это лекарства «Эпокрин» (для лечения анемии) и «Рексод» (антиоксидантное средств), а также БАД «Витафлор». Актуальных данных о выручке предприятия нет, по данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile.
Иск о банкротстве ГосНИИ ОЧБ инициировало АО «Петербургская сбытовая компания» (ПСК) в декабре 2022 года. Заявитель жаловался, что НИИ не заплатил за поставленную по договору от 31 декабря 2020 года электроэнергию. ПСК попыталась взыскать причитающиеся деньги через суд, а НИИ выплатил долг лишь частично. На дату подачи заявления о несостоятельности задолженность составляла 3,47 млн рублей. Однако арбитражный суд первой инстанции отказал во введении наблюдения.
«В данном случае суд первой инстанции допустил явную ошибку — исчислил срок не с момент возникновения долга, а с момента принятия решения о его взыскании, поэтому заявитель обоснованно подал апелляционную жалобу», — поясняет руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.
О том, что суд первой инстанции допустил ошибку, говорит и Екатерина Тульская, юрист группы по банкротству АБ «Качкин и Партнеры». По ее словам, на практике такие ситуации сейчас редки, однако если они и происходят, заявители практически всегда подают жалобу, так как банкротство — один из главных способов получения долга. Особенно это касается поставщиков коммунальных ресурсов.
Электрические миллионы
Суд апелляционной инстанции в мае отменил это определение и принял решение о введении в НИИ процедуры наблюдения. Суд также включил в реестр требований кредиторов третьей очереди требование ПСК «в размере 3,4 млн рублей, в том числе 2,3 млн рублей — основной долг, 1 млн рублей — неустойка и 60 тыс. рублей судебных расходов», говорится в решении суда.
Согласно картотеке арбитражных дел, в период с 2018 по 2023 год в отношении ФГУП «ГосНИИ ОЧБ» было возбуждено семь дел. Истцами выступали как коммерческие структуры (ПСК и Национальная экологическая компания), так и государственные. Минпромторг в 2018—2020 годах безуспешно пытался взыскать с петербургского ФГУП деньги за неисполненные в полном объеме обязательства по госконтракту, заключенному в 2014 году и расторгнутому в 2019 году «в связи с невозможностью достижений цели из-за обстоятельств, не зависящих от исполнителя», говорится в материалах одного из арбитражных дел.
Стратегический должник
Банкротство стратегических предприятий, к которым относится ГосНИИ ОЧБ, несколько отличается от общих правил банкротства юрлиц.
В частности, закон устанавливает право суда вопреки решению собрания кредиторов о признании должника банкротом ввести реабилитационную процедуру финансового оздоровления по ходатайству учредителя предприятия (в данном случае это Российская Федерация).
«Такое ходатайство вполне может быть заявлено. Не исключен вариант, при котором НИИ будет дополнительно субсидирован из федерального бюджета, или же институту будет предоставлен бюджетный кредит. За счет данных средств могут быть погашены требования кредиторов, а дело о банкротстве — прекращено», — полагает Екатерина Тульская.
«Мне также кажется, что до банкротства ГосНИИ ОЧБ дело не дойдет», — согласен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Екатерина Тульская отмечает, что ситуации, при которых компании не платят по долгу, возникшему в рамках своей обычной хозяйственной деятельности, довольно распространены. В этом смысле длительная неоплата коммунальных ресурсов — маркер того, что с ликвидностью у компании не всё хорошо.
«Такая задолженность, как правило, является бесспорной, и каких-либо причин не платить, кроме отсутствия необходимых денежных средств, практически нет. Это могут быть как временные проблемы, возникшие в результате незначительного кассового разрыва, так и тяжелый финансовый кризис в компании. Второе на практике реализуется чаще всего», — заключает юрист.