Инвестиции на марше. Планов у бизнеса всё больше, но выполнять их всё сложнее

15 Ноября 2022

Новгородский завод «Meusburger Новтрак» выпустил четырехосный контейнеровоз SW-451 с возможностью разделения, что облегчает погрузку и выгрузку. Фото: m-nov.ru

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), количество компаний, запускающих новые проекты в России, в октябре этого года составило 66,3% против 61,8% в декабре 2021 года. Но планы всё чаще приходится корректировать: более 30% компаний говорят об отставании от графика по контракту, 20% — о сокращении бюджета. Тем отраднее видеть инвесторов, которые успешно завершают проекты.

По данным ежемесячного опроса представителей бизнеса, который проводит РСПП, в октябре инвестиционную деятельность в стране вели 66,3% компаний, и это на 5,9% больше, чем в сентябре, и больше, чем в декабре 2021 года, до начала острой фазы экономического кризиса.

Интересно, что, судя по опросам РСПП, впервые сокращение числа инвесторов было зафиксировано в январе и феврале 2021 года: на ситуации сказалась непростая внешнеполитическая и экономическая ситуация. Тогда об активной инвестиционной деятельности говорили 55,1% и 50% респондентов соответственно. Так что, видимо, антироссийские санкции-2022 все-таки стимулировали процесс импортозамещения: необходимая продукция сама себя не сделает, да и купить нужное за рубежом становится проблематично.

Но реализовывать инвестпроекты становится всё труднее, компании вынуждены корректировать планы. Увеличилось и количество фирм, констатирующих отставание от графиков. Если в начале года и даже еще в сентябре их было около 20%, то в октябре — уже треть инвесторов.

Предприятия стали безжалостнее резать бюджеты: в начале года о сокращении объемов инвестиций предупреждали 8,8% респондентов, в сентябре 14%, а в октябре уже 20% компаний. На этом фоне логично, что с каждым месяцем становится всё меньше оптимистов, готовых увеличивать расходы на инвестиционные программы. Если в марте увеличить объемы вложений сумели 7,5% компаний, в июле 8,2% (и это пока пик года), то в октябре лишь 3,3% опрошенных.

Большому кораблю — большое плавание

Опрос РСПП касается в основном ситуации с инвестициями в крупных компаниях. Можно предположить, что тут справедлива народная мудрость «большому кораблю — большое плавание», или «крупной компании — крупный инвестпроект». Обычно такие мероприятия отличаются масштабностью: сотни миллионов, а то и миллиарды рублей инвестиций, десятки гектаров земли и большие производственные площади, впечатляющая линейка продукции на выходе и годы проектирования и строительства. Поэтому импортозамещение «по-крупному» — дело не завтрашнего дня, а более далекой перспективы.

Пока же о своих успехах на этом поприще рапортуют преимущественно небольшие компании, в том числе и работающие на Северо-Западе России.

Тягач для контейнеров и стальные уголки

Компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода разработала и готова вывести на рынок новую модель раздвижного контейнеровоза.

Четырехосный тягач оборудован функцией рассоединения, что позволяет расцепиться и поставить под погрузку и разгрузку к погрузочным платформам одновременно два 20-футовых контейнера, тем самым сокращая временные расходы и увеличивая выгоду от грузоперевозок.

Быстрое рассоединение и соединение двух частей новинки возможно благодаря специальным пневматическим фиксаторам. Кроме этого, контейнеровоз оборудован дополнительным ручным фиксатором.

Петербургская компания «Металлострой» наладила производство сварных равнополочных уголков из низколегированных сталей с шириной полок 250 мм и толщиной от 16 до 25 мм. Проект позволит ликвидировать дефицит этой продукции на российском рынке, который образовался после событий февраля 2022 года: такие уголки поставлял мариупольский металлургический комбинат «Азовсталь».


Фитинги для труб и беспилотники

Еще одна компания из Петербурга, ЗАО «Петерпайп», которое выпускает трубы для ЖКХ и ТЭК, планирует новый проект — создание производства фитингов для соединения полиэтиленовых труб. Идею частично профинансирует региональный Фонд развития промышленности, который готов выделить компании 32 млн рублей по программе «Займы для приобретения оборудования».

Северо-Западный региональный центр концерна «Алмаз-Антей» на площадке Обуховского завода начал серийное производство многофункциональных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для гражданского рынка.

Разработка отечественных специалистов выполнена по схеме «квадрокоптер», практически все составные части изделия, включая полетный контроллер вместе с его программным обеспечением, созданы и производятся петербургскими предприятиями концерна.

Первые 400 изделий «Обуховский завод» намерен собрать в ноябре. До конца текущего года запланирован выпуск около 1 тыс. беспилотников. Проект разрабатывался в рамках программы по диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).


Лекарство от диабета и двигатели как у Siemens

С некоторой задержкой введет вторую очередь научно-производственного комплекса резидент петербургской ОЭЗ, компания «Фармасинтез-Норд». Завод будет выпускать лекарственные препараты для борьбы с сахарным диабетом, ревматоидным артритом, онкозаболеваниями и для профилактики коронавируса (ранее анонсировалось, что это будет вакцина «Спутник-лайт»).

Стоимость проекта — около 4 млрд рублей. Первая очередь НПК работает с 2017 года, вторую изначально планировали запустить в 2022 году, но на днях стало известно, что сроки перенесены на I квартал 2023 года.

Псковский госуниверситет взялся за разработку конструкторской документации для создания российских аналогов синхронных серводвигателей отказавшейся от сотрудничества с Россией Siemens.

На эти цели вуз получит более 75 млн рублей по программе стимулирования разработки конструкторской документации Агентства технологического развития.

Серводвигатель — электрический двигатель, оснащенный датчиком, позволяющим контролировать точное положение его вала, а также частоту вращения и ускорение. Такие двигатели востребованы во многих отраслях промышленности, от пищевой до металлообработки. Их устанавливают на высокоточных станках, роботах и транспортно-загрузочных устройствах.

Проект ПсковГУ важен для отечественного станкостроения, которое должно быть независимым от импортных деталей, подчеркивают в Минобрнауки.

Ученые подготовят графические и текстовые документы, которые определят состав и устройство серводвигателей. Без этой работы невозможны их дальнейшая разработка, изготовление и эксплуатация. После сборки и испытания опытных образцов планируется запуск серийного производства двигателей, которым займется владимирский станкостроительный завод «Техника».


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня