Интернет демонополизируют
Деятельность цифровых сервисов, в том числе агрегаторов и маркетплейсов, планируется урегулировать. Одобренный Госдумой так называемый пятый антимонопольный пакет легализует понятие сетевого эффекта и призван защитить потребителей от злоупотреблений «Яндекса», VK и других интернет-гигантов.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) убеждены, что интенсивное развитие информационных технологий, кроме благих результатов, меняет структуру современных рынков и опережает развитие законодательства. Хотя за ограничение конкуренции в России меры уже применялись против Google, Booking и других гигантов.
Один пишем, сто в уме
Феноменом информационного сектора экономики в ФАС считают «сетевой эффект», когда ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей этого продукта. Впервые этот феномен был зафиксировал еще в начале прошлого века при телефонизации: количество новых абонентов по мере развития сети увеличилось в геометрической прогрессии. В настоящее время сетевой эффект существенно влияет на почти все рынки, прямо или косвенно связанные с интернет-технологиями. «Условием выхода на рынок становится достижение определенного уровня спроса, определенного числа клиентов, сопоставимого с сетевым эффектом, достигнутым конкурентом», — поясняют в антимонопольном ведомстве.
Законопроект, разработанный ФАС и принятый федеральным парламентом в первом чтении, закрепляет понятие сетевого эффекта и особенности регулирования деятельности цифровых платформ. Традиционные антимонопольные ограничения — недопустимость завышения или занижения цен, недопуск товаров и другие злоупотребления — будут применяться, только если маркетплейс или агрегатор использует сетевой эффект, занимает не менее 35% соответствующего рынка и за последний год заработал более 2 млрд рублей.
Вместе с тем в комитете Госдумы по защите конкуренции убеждены, что установленные критерии не учитывают специфику и многообразие цифровых рынков, где взаимодействие пользователей происходит без товарного оборота, в частности это транзакционные площадки, обеспечивающие сделки между продавцами и покупателями. Критически депутаты относятся и к оценке 35%-ной доли рынка и пороговой выручки: «Агрегаторы и маркетплейсы в большей степени занимаются не продажей, а обеспечением взаимодействия продавца и покупателя. Следовательно, выручка формируется из разных источников (реклама, абонентские платежи, сервисные сборы, прибыль от продаж и другое)», — отмечается в заключении профильного комитета.
Экономика против инноваций
Вступление в силу «пятого антимонопольного пакета» запланировано на 1 марта 2023 года. Первыми под вводимые ограничения могут попасть структуры таких компаний, как «Яндекс» и VK. Например, еще несколько лет назад ФАС оценивала долю «Яндекс.Такси» в 46% рынка. С другой стороны, злоупотребления выявляются и в деятельности относительно небольших компаний, занимающих доминирующее положение на специфических рынках (в первую очередь b2b).
Эксперты в целом положительно оценивают законопроект: «Цифровые платформы естественным образом стремятся к укрупнению, консолидации и, как следствие, к сокращению конкуренции. Например, два крупных маркетплейса могут поддерживать цену на однотипные товары, не делая скидок, а агрегаторы такси — использовать механизмы по поддержанию или даже повышению тарифов на перевозку. Безусловно, такие действия так или иначе должны контролироваться государством. Конечно, любые ограничения давят на бизнес, но в то же время приводят к расширению конкуренции и, соответственно, развитию рынка в целом», — убежден управляющий партнер адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев.
По мнению старшего юриста практики Dentons в области корпоративного права и M&A Вячеслава Гареева, первыми мишенью нового закона станут все маркетплейсы, «правила внутреннего распорядка» которых подвергнутся проверке на прочность. «Не исключаю, что кейсы блокировки аккаунтов отдельных участников площадки, случаи отказов в регистрации пользователей или взимании платы за регистрацию станут предметом интереса ФАС. И очень вероятно, что что-то из этого будет признано нарушением указанного запрета», — полагает юрист.
Руководитель практики цифрового права юридической компании Taxology Николай Андреев убежден, что предложенные поправки могут решить проблему монопольных цен доставки маркетплейсов, а также устанавливаемых агрегаторами единых ограничений и требований доступа. «Подчас они весьма тяжелые для, например, небольших кафе и ресторанов. С другой стороны, цифровые рынки урегулировать довольно сложно: если гайки будут излишне закручены, операторы могут просто перерегистрироваться, скажем, в Уругвае или на острове Святого Маврикия, релоцировав туда и всю команду. Даже борьба с торрентами показала, что путем ограничений и запретов окончательного решения не добиться», — констатирует Николай Андреев.
В пресс-службе «Яндекса» не пожелали комментировать ситуацию.
Опыт, сын ошибок трудных
Впрочем, у ФАС уже есть опыт пресечения цифровых монополий и в рамках действующего законодательства. Так, еще 7 лет назад в злоупотреблениях уличили корпорацию Google, которая запрещала устанавливать конкурирующие приложения на поставляемые гаджеты с операционной системой Android. Арбитражные суды подтвердили обоснованность требований антимонопольного ведомства, что вынудило Google отказаться от эксклюзивности для своих приложений (в том числе Google Play) и заплатить почти полумиллиардный штраф.
Недобросовестность выявили и в деятельности портала HeadHunter. Согласно вступившему в законную силу решению суда, занимая доминирующее положение на рынке «услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств», ООО «Хэдхантер» препятствовало доступу на него конкурентов, в частности — ввело дискриминационные условия для регистрации владельцев сторонних сервисов.
А 31 октября Верховный суд России поставил точку в деле против голландской компании Booking.com BV. Рассмотрев жалобы отечественных отельеров, ФАС пришла к выводу, что владелец популярного сайта ограничивает конкуренцию, требуя от гостиниц предоставлять услуги проживания по единым для всех каналов продаж ценам. Российские служители Фемиды признали наличие сетевого эффекта и учли практику рассмотрения аналогичных дел в Европе: спорный ценовой паритет был на законодательном уровне запрещен во Франции, Австрии, Бельгии и Италии. «ФАС дважды предупреждала Booking.com о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, однако компания не совершила никаких действий», — заключил Арбитражный суд Московского округа, подтверждая обоснованность наложенного на владельца сайта административного штрафа в размере 1,3 млрд рублей.
Впрочем, после 24 февраля международные сервисы Booking.com и Airbnb сами ушли из России и теперь уже никакой конкуренции отечественным сервисам не составляют.