«Интересная ситуация получается». Организаторы концертов не могут договориться о защите своих интересов
Новый проспект
Статьи

«Интересная ситуация получается». Организаторы концертов не могут договориться о защите своих интересов

Прочитано: 805

Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций (Ассоциация КТиБО) договорилась с правительством Москвы, что билетные операторы не обязаны проверять QR-коды при продаже билетов. Проверка кодов будет осуществляться только при входе в концертный зал. В ассоциации считают это решение большим достижением для концертно-зрелищной индустрии, однако игроки рынка не разделяют оптимизма отраслевой организации и уверены, что она лоббирует интересы только билетных операторов. Если из заявления КТиБО не следует отстаивание интересов игроков, то опрошенные игроки невнимательно читали, парируют в ассоциации. Что происходит с концертной отраслью и чем ей помог доклад президенту, который готовился в октябре, разбирался «Новый проспект».

«Удивляет позиция КТиБО, которая сама при встрече с московскими властями взамен покупки билетов по QR-кодам (что в принципе было маловероятно) предложила оставить запуск на мероприятия по QR-кодам, да ещё и преподнесла это как какую-то победу… Чудесно! Вашими руками власти проделали чёрную работу, фактически переложив на вас ответственность за все последствия в сфере концертной и театральной деятельности», — так оценивает результаты взаимодействия ассоциации один из игроков рынка.

Промоутеры банкротятся не из-за QR-кодов, а из-за того, что «работать в целом в нашей индустрии стало неизмеримо сложнее», считает пресс-атташе Ассоциации КТИБО Борис Барабанов. «Предъявление QR-кодов на мероприятиях отбирает время и у зрителей, и у организаторов, но дает надежду на то, что риск заразиться на самой площадке становится намного меньше», — уверен он. «Говорить о том, что ассоциация забывает о деятельности промоутеров, как минимум необоснованно. Все процессы деятельности концертного бизнеса взаимосвязаны, у нас общий механизм деятельности как концертных площадок, так и промоутеров, билетных операторов, артистов. Мы отстаиваем интересы каждой стороны нашего общего бизнеса», — говорит член правления ассоциации, общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских. Она отмечает, что введение дополнительных барьеров (введение QR-кодов) на этапе покупки билетов стало бы новым барьером для покупателей билетов. «В связи с чем ассоциация провела ряд переговоров с правительством Москвы, результатом которых стал компромисс: QR-коды не требуется вводить зрителю на этапе покупке билетов», — отмечает Ольга Шпигальских.

Подобный консенсус с московскими властями выгоден билетным операторам, говорят опрошенные «Новым проспектом» игроки. Билетные операторы зарабатывают с каждого проданного билета в среднем 7-8% от его стоимости, по которой билет предоставляет организатор, и еще 10% со зрителя. Еще больше билетные операторы зарабатывают на возвратах — от 10% (сервисный сбор со зрителя) плюс многие берут дополнительные 2-4% с организатора. Поэтому даже в тяжелые для отрасли времена билетные операторы неплохо себя чувствуют, делятся организаторы концертов. Они считают, что билетным операторам выгодны массовые возвраты, которых будет не избежать после повсеместного введения QR-кодов в рамках рассматриваемых в Государственной думе законопроектов. «Пойдёт шквал возвратов по ст. 451 Гражданского кодекса РФ, и обанкротится множество промоутеров, которые держались ещё на деньгах с перенесённых концертов». При этом денег организаторы концертов не видят: по новому закону, регулирующему возврат средств, они до последнего находятся у билетных операторов.

На момент введения первого локдауна в 2020 году организаторы оказались должны зрителям 8 млрд рублей за 5 млн билетов, оказавшихся на руках у населения. Постановление правительства №442, принятое в июне 2020, более-менее защитило игроков отрасли от массовых возвратов. Оно гарантировало, что зритель сможет использовать свой билет позже. Однако осенью 2021-го стало понятно, что рассчитаться со зрителями организаторам концертов будет непросто.

Утратили актуальность

В начале пандемии, 26 марта 2020 года, представителям концертной индустрии России удалось попасть на встречу президента РФ с представителями бизнеса и рассказать о бедственном положении отрасли. Владимир Путин пообещал проанализировать опыт других стран, но он, по-видимому, российским властям не пригодился. Вместо поддержки отрасль получила ущерб в 10-12 млрд рублей за 2020 год, а осенью 2021 года — новые ограничения и запреты в регионах. Следующее взаимодействие с президентом РФ планировалось сделать через специальный доклад, который готовила Ассоциация КТиБО в октябре 2021 года. Содержание доклада осталось засекреченным, в первой декаде ноября представитель ассоциации в разговоре с «Новым проспектом» подчеркнул, что «существующие документы утратили актуальность, ассоциация сейчас не видит смысла в их обнародовании». Ранее в ассоциации сообщили «Новому проспекту», что разрабатывают правила проведения массовых мероприятий в условиях пандемии с учётом опыта зарубежных коллег.

Только за 2020 год исполнительный директор Ассоциации КТиБО и гендиректор компании «Русский шоу центр» Владимир Зубицкий оценивал потери концертных агентов в 10-12 млрд рублей по стране и в сумму около 5 млрд рублей — по Московскому региону. По мнению промоутеров, сумма ущерба значительно больше, так как не учитывались потери региональных игроков. Для российского музыкального рынка, основная доля выручки которого формируется за счет концертных и фестивальных мероприятий, период пандемии стал крайне серьезным испытанием, свидетельствует в своем ежегодном отчете российское подразделение PricewaterhouseCoopers (PwC). Объем российского рынка живой музыки в 2019, выросший на 4,5%, до $ 538 млн, по итогам 2020 сжался на 76%, до $ 129 млн.

Ограничения над другими ограничениями

«С марта 2020 наша отрасль практически не работает, наша деятельность, можно сказать, остановлена. Каждый день мы боремся за проведение того или иного мероприятия, как в регионах, так и в Москве, в Петербурге», — отметила в своем выступлении в Общественной палате в октябре Ольга Шпигальских. По ее словам, к введенным с весны 2020 ограничениям, сохранившихся в большинстве регионов, добавляются всё новые, зачастую излишние, также в регионах представители концертной отрасли порой сталкиваются с субъективным отношением Роспотребнадзора. Часто для проведения концертов в регионах местные власти требуют от организаторов получить разрешение местного отделения Роспотребнадзора, однако его представители утверждают, что не уполномочены выдавать подобный документ. Отсутствие документа приводит к отмене или переносу концерта.

«Ассоциация ведет активные переговоры с Роспотребнадзором России, стараясь найти максимально компромиссные, выполнимые условия для деятельности концертных промоутеров», — говорит Ольга Шпигальских.

Формат COVID-free в регионах не приживается, отмечает Ольга Шпигальских. «В мире формат COVID-free означает, что на это мероприятие может прийти любое количество зрителей, без ограничения численности. Так работают сейчас мировые артисты в Америке и в Европе — без ограничений. Стадионы по несколько десятков тысяч зрителей собираются. Однако в российских регионах это происходит следующим образом: COVID-free, но не более 25% от зала в 1 тыс. мест. То есть это просто одни ограничения, которые надстроены над другими. Вся нелогичность вводимых ограничений окончательно погубит нашу отрасль».

Организатор платит за всё

Ключевая проблема отрасли сейчас — отсутствие единых четких и понятных условий для работы. Пока единственным переговорщиком от отрасли выступает ассоциация, которая была зарегистрирована 9 октября 2020 года. В ассоциацию вошли, по словам ее пресс-атташе Бориса Барабанова, системообразующие предприятия отрасли, и она находится «в рабочем контакте» с 1800 игроками отрасли (из 3 тыс.), «это примерно 60% индустрии». Создание объединения было воспринято игроками с большим воодушевлением.

10 декабря 2020 года Ассоциация КТиБО подписала соглашение о взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяной Минеевой. Ключевым достижением отраслевого сообщества, по словам Бориса Барабанова, стало то самое Постановление правительства №442, принятое в июне 2020 года.

Но год спустя интересы отрасли по-прежнему находятся в зоне риска. Включение отрасли в список наиболее пострадавших отраслей российской экономики в апреле 2020 не помогло коммерческому сектору: по факту поддержку от государства получили лишь организации, подведомственные Минкультуры России: им перепало около 3,8 млрд рублей, выделенных в мае 2020 правительством РФ ведомству «в целях сохранения уровня заработной платы работников музеев, театров, концертных организаций, подведомственных Минкультуры» и т. д.

По данным Intermedia, бюджетные ассигнования позволили всей индустрии афишных мероприятий (включая концерты и спектакли на госплощадках) сократиться по итогам 2020 только на 33%, до 142,3 млрд рублей. Коммерческому сектору от госпомощи достались крохи: невозвратные кредиты на выплату зарплат удалось получить немногим из-за несоответствия кодов ОКВЭД (проблема, с которой столкнулись практически все представители сферы услуг: фитнес-индустрия, ресторанная отрасль, индустрия красоты). «Схема была крутая: всех закрыли на локдаун и платили МРОТы за 6 месяцев, а концерты весьма условно разрешили только в июле, а июня как бы не было, он куда-то пропал: и МРОТы не платили, и работать нельзя», — вспоминает один из игроков концертного рынка Москвы. Во время второго локдауна 2021 игрокам выдали по одному МРОТу на сотрудника за 1 месяц, хотя нерабочими для отрасли стали ноябрь, а также грядущие декабрь и январь 2022: из-за QR-кодов продажи приостановились, и все мероприятия перенеслись на весну. Но даже этот МРОТ смогли получить не больше 30% игроков отрасли.

Последнее «достижение» ассоциации было воспринято неоднозначно. Хотя QR-коды не будут затребованы при продаже билета, их придется проверять на месте — при входе в концертные залы и театры. «Хотя, может, я и недооцениваю ассоциацию, и её задача как раз зачистить территорию от небольших локальных участников рынка?» — задаётся вопросом один из игроков рынка. Ассоциация не собирается делить рынок между крупными игроками, ответил на запрос «Нового проспекта» Борис Барабанов.

Небольшие игроки действительно уходят с рынка. Так, основатель VR Jazz Agency Виктор Радзиевский рассказал JazzItOut, что его бизнес почти разрушен, и он сейчас «на грани нищеты».

Так или иначе, именно оставшиеся в живых организаторы мероприятий каждый день несут потери. Опрошенные «Новым проспектом» бизнесмены рассказывают о предоплатах, которые безвозвратно удерживают бюджетные площадки, о невозможности получения кредитов на свои юрлица, об отмене в последний момент концертов в регионах и о конфликтных ситуациях со зрителями. «Организатор платит за всё: реклама концерта, гонорары артистам, технический, бытовой райдер, оплата площадки, расходы на билетных операторов, логистика (оплата ж/д и авиабилетов, наём транспорта). Нам приходится продавать и закладывать имущество, брать кредиты на себя как на физлиц. Выживают только крупные промоутеры и те, у кого есть дополнительные бизнесы. Остальные на грани банкротства и закрытия, вплоть до продажи личного имущества и квартир», — говорят участники рынка.

«Я каждый день повторяю, что безмерно уважаю тех организаторов, которые в пандемию проводят какие-то мероприятия. Значит у них есть финансовая подушка безопасности, значит они готовы рисковать, значит они молодцы», — говорит Ольга Шпигальских. Однако, похоже, что у отрасли не только отобрали подушку — она с трудом ютится на голых досках.


культура COVID-19 QR-коды массовые мероприятия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Напротив главного здания СПбГУ состоялась торжественная церемония открытия памятника министру просвещения Российской империи Сергею Уварову.
25.11.2023
В Петербурге в рамках XXII букинистического аукциона на продажу будут выставлены уникальное издание XVIII века о народах России, альбом Огюста Монферрана об истории строительства Исаакиевского собора, пуанты Майи Плисецкой, пиджак Владимира Жириновского, немецкая энциклопедия полового воспитания начала прошлого века, а также культовое фото Че Гевары.
Сегодня, 13 ноября 2023 года, вышел первый большой альбом Саши Цоя «Основан на реальных событиях». «Новый проспект» рад представить эту работу музыканта, который хранит наследие отца, работает с музыкантами «Кино» над большими концертами, новыми версиями классических песен группы, и при этом идет своей дорогой.

Финляндия обнаружила на таможне канал поставок дронов в Россию
05.12.2023
Setl Group приступил к строительству 4-й очереди ЖК "Дворцовый фасад"
05.12.2023
В России заметно выросло количество работников с зарплатой от миллиона и выше
05.12.2023
Петербургский автозавод Hyundai продлил режим простоя еще на месяц
05.12.2023
Бренды с обозначением "№1" признали недопустимыми
05.12.2023
Lada сокращает долю на российском авторынке в пользу китайских брендов
05.12.2023
Доверительным управляющим компании "Конкорд" стал Павел Пригожин
04.12.2023
В Петербурге запустили горячую линию по качеству детских товаров к Новому году
04.12.2023
В Петербурге разворачивают дополнительные койки для больных COVID-19
04.12.2023
Петербург занял 23-ю строчку в рейтинге свободных от вредных привычек регионов
04.12.2023
За минувшую неделю с улиц Петербурга вывезли 220 тыс. м3 снега
04.12.2023
Путин заявил, что четверть населения России занимается волонтерством
04.12.2023
Валентина Матвиенко: "Государство точно не пойдет по пути запрета абортов"
04.12.2023
Петербургская компания Melon Fashion Group отсудил товарный знак у бренда Zolla
04.12.2023
Ученики петербургского лицея получили четыре медали в Китайской национальной олимпиаде по математике
04.12.2023
Владимир Машков сменил Александра Калягина на посту главы Союза театральных деятелей РФ
04.12.2023
"Адмиралтейские верфи" отправили в простой часть персонала до конца декабря
04.12.2023
В Ленобласти новая уполномоченная по правам ребенка - Татьяна Толстова
04.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки