«Интересная ситуация получается». Организаторы концертов не могут договориться о защите своих интересов

Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций (Ассоциация КТиБО) договорилась с правительством Москвы, что билетные операторы не обязаны проверять QR-коды при продаже билетов. Проверка кодов будет осуществляться только при входе в концертный зал. В ассоциации считают это решение большим достижением для концертно-зрелищной индустрии, однако игроки рынка не разделяют оптимизма отраслевой организации и уверены, что она лоббирует интересы только билетных операторов. Если из заявления КТиБО не следует отстаивание интересов игроков, то опрошенные игроки невнимательно читали, парируют в ассоциации. Что происходит с концертной отраслью и чем ей помог доклад президенту, который готовился в октябре, разбирался «Новый проспект».

«Удивляет позиция КТиБО, которая сама при встрече с московскими властями взамен покупки билетов по QR-кодам (что в принципе было маловероятно) предложила оставить запуск на мероприятия по QR-кодам, да ещё и преподнесла это как какую-то победу… Чудесно! Вашими руками власти проделали чёрную работу, фактически переложив на вас ответственность за все последствия в сфере концертной и театральной деятельности», — так оценивает результаты взаимодействия ассоциации один из игроков рынка.

Промоутеры банкротятся не из-за QR-кодов, а из-за того, что «работать в целом в нашей индустрии стало неизмеримо сложнее», считает пресс-атташе Ассоциации КТИБО Борис Барабанов. «Предъявление QR-кодов на мероприятиях отбирает время и у зрителей, и у организаторов, но дает надежду на то, что риск заразиться на самой площадке становится намного меньше», — уверен он. «Говорить о том, что ассоциация забывает о деятельности промоутеров, как минимум необоснованно. Все процессы деятельности концертного бизнеса взаимосвязаны, у нас общий механизм деятельности как концертных площадок, так и промоутеров, билетных операторов, артистов. Мы отстаиваем интересы каждой стороны нашего общего бизнеса», — говорит член правления ассоциации, общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских. Она отмечает, что введение дополнительных барьеров (введение QR-кодов) на этапе покупки билетов стало бы новым барьером для покупателей билетов. «В связи с чем ассоциация провела ряд переговоров с правительством Москвы, результатом которых стал компромисс: QR-коды не требуется вводить зрителю на этапе покупке билетов», — отмечает Ольга Шпигальских.

Подобный консенсус с московскими властями выгоден билетным операторам, говорят опрошенные «Новым проспектом» игроки. Билетные операторы зарабатывают с каждого проданного билета в среднем 7-8% от его стоимости, по которой билет предоставляет организатор, и еще 10% со зрителя. Еще больше билетные операторы зарабатывают на возвратах — от 10% (сервисный сбор со зрителя) плюс многие берут дополнительные 2-4% с организатора. Поэтому даже в тяжелые для отрасли времена билетные операторы неплохо себя чувствуют, делятся организаторы концертов. Они считают, что билетным операторам выгодны массовые возвраты, которых будет не избежать после повсеместного введения QR-кодов в рамках рассматриваемых в Государственной думе законопроектов. «Пойдёт шквал возвратов по ст. 451 Гражданского кодекса РФ, и обанкротится множество промоутеров, которые держались ещё на деньгах с перенесённых концертов». При этом денег организаторы концертов не видят: по новому закону, регулирующему возврат средств, они до последнего находятся у билетных операторов.

На момент введения первого локдауна в 2020 году организаторы оказались должны зрителям 8 млрд рублей за 5 млн билетов, оказавшихся на руках у населения. Постановление правительства №442, принятое в июне 2020, более-менее защитило игроков отрасли от массовых возвратов. Оно гарантировало, что зритель сможет использовать свой билет позже. Однако осенью 2021-го стало понятно, что рассчитаться со зрителями организаторам концертов будет непросто.

Утратили актуальность

В начале пандемии, 26 марта 2020 года, представителям концертной индустрии России удалось попасть на встречу президента РФ с представителями бизнеса и рассказать о бедственном положении отрасли. Владимир Путин пообещал проанализировать опыт других стран, но он, по-видимому, российским властям не пригодился. Вместо поддержки отрасль получила ущерб в 10-12 млрд рублей за 2020 год, а осенью 2021 года — новые ограничения и запреты в регионах. Следующее взаимодействие с президентом РФ планировалось сделать через специальный доклад, который готовила Ассоциация КТиБО в октябре 2021 года. Содержание доклада осталось засекреченным, в первой декаде ноября представитель ассоциации в разговоре с «Новым проспектом» подчеркнул, что «существующие документы утратили актуальность, ассоциация сейчас не видит смысла в их обнародовании». Ранее в ассоциации сообщили «Новому проспекту», что разрабатывают правила проведения массовых мероприятий в условиях пандемии с учётом опыта зарубежных коллег.

Только за 2020 год исполнительный директор Ассоциации КТиБО и гендиректор компании «Русский шоу центр» Владимир Зубицкий оценивал потери концертных агентов в 10-12 млрд рублей по стране и в сумму около 5 млрд рублей — по Московскому региону. По мнению промоутеров, сумма ущерба значительно больше, так как не учитывались потери региональных игроков. Для российского музыкального рынка, основная доля выручки которого формируется за счет концертных и фестивальных мероприятий, период пандемии стал крайне серьезным испытанием, свидетельствует в своем ежегодном отчете российское подразделение PricewaterhouseCoopers (PwC). Объем российского рынка живой музыки в 2019, выросший на 4,5%, до $ 538 млн, по итогам 2020 сжался на 76%, до $ 129 млн.

Ограничения над другими ограничениями

«С марта 2020 наша отрасль практически не работает, наша деятельность, можно сказать, остановлена. Каждый день мы боремся за проведение того или иного мероприятия, как в регионах, так и в Москве, в Петербурге», — отметила в своем выступлении в Общественной палате в октябре Ольга Шпигальских. По ее словам, к введенным с весны 2020 ограничениям, сохранившихся в большинстве регионов, добавляются всё новые, зачастую излишние, также в регионах представители концертной отрасли порой сталкиваются с субъективным отношением Роспотребнадзора. Часто для проведения концертов в регионах местные власти требуют от организаторов получить разрешение местного отделения Роспотребнадзора, однако его представители утверждают, что не уполномочены выдавать подобный документ. Отсутствие документа приводит к отмене или переносу концерта.

«Ассоциация ведет активные переговоры с Роспотребнадзором России, стараясь найти максимально компромиссные, выполнимые условия для деятельности концертных промоутеров», — говорит Ольга Шпигальских.

Формат COVID-free в регионах не приживается, отмечает Ольга Шпигальских. «В мире формат COVID-free означает, что на это мероприятие может прийти любое количество зрителей, без ограничения численности. Так работают сейчас мировые артисты в Америке и в Европе — без ограничений. Стадионы по несколько десятков тысяч зрителей собираются. Однако в российских регионах это происходит следующим образом: COVID-free, но не более 25% от зала в 1 тыс. мест. То есть это просто одни ограничения, которые надстроены над другими. Вся нелогичность вводимых ограничений окончательно погубит нашу отрасль».

Организатор платит за всё

Ключевая проблема отрасли сейчас — отсутствие единых четких и понятных условий для работы. Пока единственным переговорщиком от отрасли выступает ассоциация, которая была зарегистрирована 9 октября 2020 года. В ассоциацию вошли, по словам ее пресс-атташе Бориса Барабанова, системообразующие предприятия отрасли, и она находится «в рабочем контакте» с 1800 игроками отрасли (из 3 тыс.), «это примерно 60% индустрии». Создание объединения было воспринято игроками с большим воодушевлением.

10 декабря 2020 года Ассоциация КТиБО подписала соглашение о взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяной Минеевой. Ключевым достижением отраслевого сообщества, по словам Бориса Барабанова, стало то самое Постановление правительства №442, принятое в июне 2020 года.

Но год спустя интересы отрасли по-прежнему находятся в зоне риска. Включение отрасли в список наиболее пострадавших отраслей российской экономики в апреле 2020 не помогло коммерческому сектору: по факту поддержку от государства получили лишь организации, подведомственные Минкультуры России: им перепало около 3,8 млрд рублей, выделенных в мае 2020 правительством РФ ведомству «в целях сохранения уровня заработной платы работников музеев, театров, концертных организаций, подведомственных Минкультуры» и т. д.

По данным Intermedia, бюджетные ассигнования позволили всей индустрии афишных мероприятий (включая концерты и спектакли на госплощадках) сократиться по итогам 2020 только на 33%, до 142,3 млрд рублей. Коммерческому сектору от госпомощи достались крохи: невозвратные кредиты на выплату зарплат удалось получить немногим из-за несоответствия кодов ОКВЭД (проблема, с которой столкнулись практически все представители сферы услуг: фитнес-индустрия, ресторанная отрасль, индустрия красоты). «Схема была крутая: всех закрыли на локдаун и платили МРОТы за 6 месяцев, а концерты весьма условно разрешили только в июле, а июня как бы не было, он куда-то пропал: и МРОТы не платили, и работать нельзя», — вспоминает один из игроков концертного рынка Москвы. Во время второго локдауна 2021 игрокам выдали по одному МРОТу на сотрудника за 1 месяц, хотя нерабочими для отрасли стали ноябрь, а также грядущие декабрь и январь 2022: из-за QR-кодов продажи приостановились, и все мероприятия перенеслись на весну. Но даже этот МРОТ смогли получить не больше 30% игроков отрасли.

Последнее «достижение» ассоциации было воспринято неоднозначно. Хотя QR-коды не будут затребованы при продаже билета, их придется проверять на месте — при входе в концертные залы и театры. «Хотя, может, я и недооцениваю ассоциацию, и её задача как раз зачистить территорию от небольших локальных участников рынка?» — задаётся вопросом один из игроков рынка. Ассоциация не собирается делить рынок между крупными игроками, ответил на запрос «Нового проспекта» Борис Барабанов.

Небольшие игроки действительно уходят с рынка. Так, основатель VR Jazz Agency Виктор Радзиевский рассказал JazzItOut, что его бизнес почти разрушен, и он сейчас «на грани нищеты».

Так или иначе, именно оставшиеся в живых организаторы мероприятий каждый день несут потери. Опрошенные «Новым проспектом» бизнесмены рассказывают о предоплатах, которые безвозвратно удерживают бюджетные площадки, о невозможности получения кредитов на свои юрлица, об отмене в последний момент концертов в регионах и о конфликтных ситуациях со зрителями. «Организатор платит за всё: реклама концерта, гонорары артистам, технический, бытовой райдер, оплата площадки, расходы на билетных операторов, логистика (оплата ж/д и авиабилетов, наём транспорта). Нам приходится продавать и закладывать имущество, брать кредиты на себя как на физлиц. Выживают только крупные промоутеры и те, у кого есть дополнительные бизнесы. Остальные на грани банкротства и закрытия, вплоть до продажи личного имущества и квартир», — говорят участники рынка.

«Я каждый день повторяю, что безмерно уважаю тех организаторов, которые в пандемию проводят какие-то мероприятия. Значит у них есть финансовая подушка безопасности, значит они готовы рисковать, значит они молодцы», — говорит Ольга Шпигальских. Однако, похоже, что у отрасли не только отобрали подушку — она с трудом ютится на голых досках.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня