Инновационный оптимизм. Российские предприятия внедряют своё
Новый проспект
Статьи

Инновационный оптимизм. Российские предприятия внедряют своё

Прочитано: 5141

Балтийский вагоноремонтный завод, открывшийся в Волосовском районе Ленобласти, обеспечит работой 1,5 тыс. человек. Фото: пресс-служба администрации ЛО

Большинство российских предприятий не готовы разрабатывать и внедрять что-то новое. Развитию инноваций мешают рутинные процессы в согласовании, отсутствие денег и проблемы с использованием иностранных достижений. Но импортозамещение в технологической сфере все-таки развивается.

Похоже, российский рынок преодолел критический период кризиса: 46% респондентов отмечают рост и развитие в своих отраслях. Такие данные показало исследование «Инновации и импортозамещение. Опыт корпораций и перспективы развития в 2023 году», проведенное «Акселератором ФРИИ» среди полусотни компаний из IT, энергетики, металлургии, ретейла, телекоммуникационной и банковской сфер.

Примерно 44% респондентов отметили тенденцию к адаптации и трансформации, и только 4% — кризисную ситуацию.

Не менее оптимистичны прогнозы респондентов относительного дальнейшего развития их отраслей: 68% ожидают продолжения роста и развития, тогда как кризис и стагнацию прогнозируют лишь 22% опрошенных.

Положительная динамика прослеживается и в стратегических приоритетах компаний. Более 80% респондентов указывают разработку новых продуктов в качестве одного из ключевых приоритетов их инновационной деятельности, еще более 50% говорят о поиске новых партнеров для коллабораций, а у 37% в фокусе выход на новые рынки.

Дорого и долго

Но с инновациями, как оказалось, всё не так радужно. Придумывать новое и особенно внедрять его 45% опрошенных мешают долгие внутренние процессы, 51% — низкая вовлеченность внутренних бизнес-заказчиков, 38% — ранее созданные и уже работающие собственные разработки и решения, причем в большей степени это касается внутренних IT-разработок.

Значительная часть респондентов (34%) также упоминает сужение рынка доступных решений, при этом опрошенные говорят как об оттоке компаний из РФ, так и о невозможности внедрения существенной части зарубежных решений.

Один из главных вызовов, с которым сталкиваются российские компании сегодня, — это импортозамещение в технологической сфере, которое является критическим в особенности в промышленности и банковском секторе, отмечается в исследовании.

«Россия отстает от ведущих технологических держав в силу ряда причин, включая недостаток инвестиций в научные исследования и разработки, низкую степень коммерциализации научных разработок. Это создает сложности при реализации политики импортозамещения и требует серьезных усилий для достижения конкурентоспособности отечественных технологий на мировом рынке», — подчеркивают аналитики ФРИИ.

Базовые задачи не решены

Лишь малая часть респондентов утверждает, что их команды полностью решили вопрос импортозамещения: только 6% говорят об отсутствии задач такого рода. Для многих компаний нерешенными остаются базовые задачи импортозамещения: обеспечение функционирования текущей инфраструктуры (55%) и обеспечение технологической независимости (60%).

Ситуация объясняется неготовностью российского рынка полностью отказаться от зарубежных решений, указывают аналитики ФРИИ. Респонденты отмечают низкое качество отечественных решений: более 36% опрошенных говорят об отсутствии аналогов в принципе, 64% отмечают их низкое качество, высокую стоимость (28%) и сложности интеграции (43%).

Покрытие для труб и лопаток

Между тем некоторым компаниям всё же удается доведение инноваций до ума. Немало таких предприятий и на Северо-Западе России. Так, в Ленобласти лакокрасочный завод «Пигмент» в Янино наладил производство защитного покрытия для труб из отечественных компонентов. Мощности предприятия позволяют выпускать около 300 тонн новой грунтовки в год. Инвестиции в создание и запуск продукта составили 15 млн рублей. Первым заказчиком нового продукта «Пигмента» стал Ижевский завод изоляции, который намерен использовать грунтовку для нанесения защиты на внутреннюю поверхность труб, предназначенных для нефтепроводов. В дальнейших планах «Пигмента» — разработка и освоение других новинок. Спрос на них есть: в 2022 года предприятие увеличило объемы производства в 2 раза, до 3,9 тыс. тонн.

А компания «Силовые машины» внедрила технологию покрытия лопаток горячего тракта газовых турбин. Новый производственный участок газотермического напыления теплозащитных покрытий на рабочие и направляющие лопатки уже введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Новая технология предполагает послойное нанесение покрытия на турбинные лопатки, обеспечивает защиту деталей газовой турбины от эрозионного износа и высокотемпературной коррозии, позволяет обеспечить требуемый ресурс их эксплуатации.

«Мокрая» инновация

Ученые кафедры физической и коллоидной химии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна разработали новую технологию производства распушенной целлюлозы — продукта, который ранее в России не выпускался. Распушенная целлюлоза является основным компонентом в составе продуктов личной гигиены, из нее делают салфетки, бумажные полотенца, детские подгузники, медицинские маски, одноразовые простыни и бинты. Петербургские ученые предложили заменить традиционный «мокрый» метода размола древесины, который используется за рубежом, на «сухой», что позволяет сократить использование пресной воды на 30%, а электроэнергии на 40%.

Кроме того, «сухой» способ позволяет перемалывать целлюлозу не только хвойных, но и более дешевых лиственных пород, требует меньшего количества оборудования, что в конечном итоге снижает конечную стоимость продукта. Технологией уже заинтересовался ряд предприятий реального сектора экономики, отмечают в университете.

Больше вагонов и двигателей!

Компании Северо-Запада регулярно вводят в строй новые производственные мощности. Так, в мае «Новотранс» завершил трехлетний проект строительства Балтийского вагоноремонтного завода (БВРЗ) в Волосовском районе Ленобласти стоимостью 2,5 млрд рублей. Соответствующее соглашение транспортный холдинг и правительство региона подписали на ПМЭФ-2019. По планам БВРЗ будет проводить комплексное обслуживание грузовых вагонов в СЗФО, а его проектная мощность составляет 30 тыс. вагонов и более 36 тыс. колесных пар в год, предприятие также будет ремонтировать и подготавливать цистерны для наливных грузов.

Псковский электромашиностроительный завод инвестирует почти 340 млн рублей в расширение производства электродвигателей и генераторов постоянного тока для железнодорожного транспорта и тяговых двигателей для привода электропоездов. На заводе надеются, что реализация этого плана укрепит позиции псковского производителя на российском и белорусском рынке. Под проект компания приобрела земельный участок площадью чуть более 57,7 тыс. м2 на территории Пскова.


импортозамещение Промышленность статистика производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Россия активно инвестирует в разработку национального инфраструктурного ПО. Даже если бы это не было государственным приоритетом, другого выхода нет: начиная с 2022 года, с российского IT-рынка ушло больше 200 иностранных технологических компаний.
К 2035 году индекс обрабатывающих производств России должен вырасти на 55%, а производительность труда в отрасли по отношению к 2019 году должна удвоиться. Основной рывок запланирован на следующее десятилетие.
Корпорация «Термекс» перешла под контроль закрытого паевого инвестиционного фонда под управлением УК «Свиньин и партнеры». Прежние владельцы смогут и дальше влиять на работу предприятия.

Прокуратура запросила 9,5 лет колонии для бывшей сотрудницы "Первого канала"
03.10.2023
Путин провел совещание с Совбезом по развитию Севера
03.10.2023
В Берлине прошла акция против поддержки Украины
03.10.2023
Carlsberg отозвала у "Балтики" лицензии на выпуск и продажу ее пива
03.10.2023
Лукашенко обсудит с Путиным проект железной дороги из Белоруссии в Петербург
03.10.2023
В Петербурге объявили "оранжевый" уровень опасности 4 октября
03.10.2023
Движение транспорта по улице Кржижановского ограничат с 5 по 14 октября
03.10.2023
"Роскосмос" может запустить «Луну-26» и «Луну-27» к спутнику Земли раньше срока
03.10.2023
Здание закрытого генконсульства Финляндии в Петербурге останется в финской собственности
03.10.2023
В семи районах Петербурге установили 11 автобусных остановок
03.10.2023
Диспансеризацию в Петербурге в 2023 году прошли более 2 млн человек
03.10.2023
Нобелевская премия по физике присуждена за изучение электронов и природы света
03.10.2023
Правительство ужесточило контроль за иностранными инвестициями в рыбодобыче
03.10.2023
В Петербурге закупят технику для коммунального хозяйства за 360 млн рублей
03.10.2023
Шойгу: срочники из всех регионов России не попадут в зону спецоперации
03.10.2023
В Петербурге стартовал фестиваль документального кино "Докер"
03.10.2023
Смольный прорабатывает пять офсетных контрактов на поставку медикаментов
03.10.2023
Минфин: в 2024 году бюджет может получить 375 млрд рублей дивидендов от "Сбера"
03.10.2023
"Аэрофлот" урегулировал отношения по лизингу 17 самолетов
03.10.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки