Инновационный оптимизм. Российские предприятия внедряют своё
Балтийский вагоноремонтный завод, открывшийся в Волосовском районе Ленобласти, обеспечит работой 1,5 тыс. человек. Фото: пресс-служба администрации ЛО
Большинство российских предприятий не готовы разрабатывать и внедрять что-то новое. Развитию инноваций мешают рутинные процессы в согласовании, отсутствие денег и проблемы с использованием иностранных достижений. Но импортозамещение в технологической сфере все-таки развивается.
Похоже, российский рынок преодолел критический период кризиса: 46% респондентов отмечают рост и развитие в своих отраслях. Такие данные показало исследование «Инновации и импортозамещение. Опыт корпораций и перспективы развития в 2023 году», проведенное «Акселератором ФРИИ» среди полусотни компаний из IT, энергетики, металлургии, ретейла, телекоммуникационной и банковской сфер.
Примерно 44% респондентов отметили тенденцию к адаптации и трансформации, и только 4% — кризисную ситуацию.
Не менее оптимистичны прогнозы респондентов относительного дальнейшего развития их отраслей: 68% ожидают продолжения роста и развития, тогда как кризис и стагнацию прогнозируют лишь 22% опрошенных.
Положительная динамика прослеживается и в стратегических приоритетах компаний. Более 80% респондентов указывают разработку новых продуктов в качестве одного из ключевых приоритетов их инновационной деятельности, еще более 50% говорят о поиске новых партнеров для коллабораций, а у 37% в фокусе выход на новые рынки.
Дорого и долго
Но с инновациями, как оказалось, всё не так радужно. Придумывать новое и особенно внедрять его 45% опрошенных мешают долгие внутренние процессы, 51% — низкая вовлеченность внутренних бизнес-заказчиков, 38% — ранее созданные и уже работающие собственные разработки и решения, причем в большей степени это касается внутренних IT-разработок.
Значительная часть респондентов (34%) также упоминает сужение рынка доступных решений, при этом опрошенные говорят как об оттоке компаний из РФ, так и о невозможности внедрения существенной части зарубежных решений.
Один из главных вызовов, с которым сталкиваются российские компании сегодня, — это импортозамещение в технологической сфере, которое является критическим в особенности в промышленности и банковском секторе, отмечается в исследовании.
«Россия отстает от ведущих технологических держав в силу ряда причин, включая недостаток инвестиций в научные исследования и разработки, низкую степень коммерциализации научных разработок. Это создает сложности при реализации политики импортозамещения и требует серьезных усилий для достижения конкурентоспособности отечественных технологий на мировом рынке», — подчеркивают аналитики ФРИИ.
Базовые задачи не решены
Лишь малая часть респондентов утверждает, что их команды полностью решили вопрос импортозамещения: только 6% говорят об отсутствии задач такого рода. Для многих компаний нерешенными остаются базовые задачи импортозамещения: обеспечение функционирования текущей инфраструктуры (55%) и обеспечение технологической независимости (60%).
Ситуация объясняется неготовностью российского рынка полностью отказаться от зарубежных решений, указывают аналитики ФРИИ. Респонденты отмечают низкое качество отечественных решений: более 36% опрошенных говорят об отсутствии аналогов в принципе, 64% отмечают их низкое качество, высокую стоимость (28%) и сложности интеграции (43%).
Покрытие для труб и лопаток
Между тем некоторым компаниям всё же удается доведение инноваций до ума. Немало таких предприятий и на Северо-Западе России. Так, в Ленобласти лакокрасочный завод «Пигмент» в Янино наладил производство защитного покрытия для труб из отечественных компонентов. Мощности предприятия позволяют выпускать около 300 тонн новой грунтовки в год. Инвестиции в создание и запуск продукта составили 15 млн рублей. Первым заказчиком нового продукта «Пигмента» стал Ижевский завод изоляции, который намерен использовать грунтовку для нанесения защиты на внутреннюю поверхность труб, предназначенных для нефтепроводов. В дальнейших планах «Пигмента» — разработка и освоение других новинок. Спрос на них есть: в 2022 года предприятие увеличило объемы производства в 2 раза, до 3,9 тыс. тонн.
А компания «Силовые машины» внедрила технологию покрытия лопаток горячего тракта газовых турбин. Новый производственный участок газотермического напыления теплозащитных покрытий на рабочие и направляющие лопатки уже введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Новая технология предполагает послойное нанесение покрытия на турбинные лопатки, обеспечивает защиту деталей газовой турбины от эрозионного износа и высокотемпературной коррозии, позволяет обеспечить требуемый ресурс их эксплуатации.
«Мокрая» инновация
Ученые кафедры физической и коллоидной химии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна разработали новую технологию производства распушенной целлюлозы — продукта, который ранее в России не выпускался. Распушенная целлюлоза является основным компонентом в составе продуктов личной гигиены, из нее делают салфетки, бумажные полотенца, детские подгузники, медицинские маски, одноразовые простыни и бинты. Петербургские ученые предложили заменить традиционный «мокрый» метода размола древесины, который используется за рубежом, на «сухой», что позволяет сократить использование пресной воды на 30%, а электроэнергии на 40%.
Кроме того, «сухой» способ позволяет перемалывать целлюлозу не только хвойных, но и более дешевых лиственных пород, требует меньшего количества оборудования, что в конечном итоге снижает конечную стоимость продукта. Технологией уже заинтересовался ряд предприятий реального сектора экономики, отмечают в университете.
Больше вагонов и двигателей!
Компании Северо-Запада регулярно вводят в строй новые производственные мощности. Так, в мае «Новотранс» завершил трехлетний проект строительства Балтийского вагоноремонтного завода (БВРЗ) в Волосовском районе Ленобласти стоимостью 2,5 млрд рублей. Соответствующее соглашение транспортный холдинг и правительство региона подписали на ПМЭФ-2019. По планам БВРЗ будет проводить комплексное обслуживание грузовых вагонов в СЗФО, а его проектная мощность составляет 30 тыс. вагонов и более 36 тыс. колесных пар в год, предприятие также будет ремонтировать и подготавливать цистерны для наливных грузов.
Псковский электромашиностроительный завод инвестирует почти 340 млн рублей в расширение производства электродвигателей и генераторов постоянного тока для железнодорожного транспорта и тяговых двигателей для привода электропоездов. На заводе надеются, что реализация этого плана укрепит позиции псковского производителя на российском и белорусском рынке. Под проект компания приобрела земельный участок площадью чуть более 57,7 тыс. м2 на территории Пскова.