Инфляция официальная и реальная. Как за год подорожали продукты питания
Новый проспект
Статьи

Инфляция официальная и реальная. Как за год подорожали продукты питания

Прочитано: 1732
Инфляция официальная и реальная. Как за год подорожали продукты питания
Цены на продукты питания медленно, но верно росли весь прошлый год. По официальным данным, они увеличились на 5%, но многие аналитики считают, что реальная инфляция за год превысила 12%. А в I квартале 2021 года цены вырастут еще на 6%. «Новый проспект» обсудил сложившуюся ситуацию с экспертами потребительского рынка.

Сахар в топе роста цен

О том, что рост цен на продукты в 2020 году был в пределах 5%, сообщили представители НИУ ВШЭ. По их данным, рост цен на основные продукты питания (за исключением алкоголя, который регулируется государством), а также на сезонные продукты (овощи и яйца) составил около 4% по итогам трех кварталов. «К концу ноября этот показатель вырос до 5,3%. При этом рост цен на все продовольственные товары составил 5,8% по итогам ноября», — сообщил эксперт института «Центр развития НИУ ВШЭ» Игорь Сафонов. По его словам, цены практически на все группы продуктов питания отличались высокой динамикой. Но рекордный рост в 65,2% показали цены на сахар из-за сокращения посевов сахарной свеклы и высокого спроса на сладкое в разгар эпидемии. На 23,8% подорожало подсолнечное масло в связи с плохим урожаем, ростом мировых цен и увеличением экспорта продукта из России. Из-за роста цен на зерно на 17,5% выросли цены на макароны и крупы. Меньше всего подорожали мясопродукты (всего на 2,7%), а также молоко и молочная продукция (на 3,7%). «Темпы роста цен на остальные товары составили от 5 до 10% в зависимости от товарной группы», — заключил Игорь Сафронов. 

По мнению руководителя компании INFOLine Ивана Федякова, озвученная НИУ ВШЭ динамика цен отражает действительность. «Дело в том, что в крупнейших продовольственных федеральных сетях, которые занимают около четверти всего оборота продуктов питания (16 трлн рублей в 2020 году), по ряду причин инфляция оказалась даже ниже, чем в региональных сетях и отдельных магазинах», — сообщил он. По данным Ивана Федякова, первая десятка торговых сетей России уже занимает около 40% рынка. «Такая высокая концентрация позволяет сетям навязывать свои условия работы поставщикам. Поэтому в крупных компаниям цены существенно ниже, чем у региональных игроков и отдельных магазинов. Добавьте сюда длинные контракты с поставщиками и штрафы за невыполнение условий. И станет ясно, почему на полках в федеральных компаниях цены на продукты могут быть даже ниже, чем отпускные цены у производителей. Хотя это, конечно, нонсенс», — говорит Иван Федяков. 

Он также напомнил, что в 2020 году практически все ретейлеры запустили программы лояльности, которых раньше у них не было. «Это программы дают возможность потребителям приобретать товар со скидками, хотя статистика пока никак не учитывает эти программы», — добавляет Иван Федяков. 

А кошелек худеет...

О том, что в крупных сетях цены растут незначительно, подтверждают и сами участники рынка. Как сообщили «Новому проспекту» в пресс-службе Х5 Retail Group, стоимость минимальной продуктовой корзины в сети «Пятёрочка» была на 5% ниже, чем в среднем по рынку Петербурга (4,7 тыс. рублей против 4,9 тыс. рублей). «Средняя цена базового продовольственного набора в Петербурге по итогам 9 месяцев снизилась на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Вместе с этим стоимость базового набора из самых доступных продуктов в своих категориях снизилась на 2% и по итогам III квартала 2020 года составила 3,2 тыс. рублей», — сообщили в Х5 Retail Group.

Интересно, что в III квартале 2020 года часть товаров в сети «Пятёрочка» в Петербурге подорожала в соответствии с общерыночной тенденцией, а часть, наоборот, подешевела. Например, цены на вермишель снизились на 13%, куриные яйца подешевели на 11%, соль — на 7%. Кроме того, в данный период в «Пятёрочках» снижались цены на репчатый лук (52%), свежую капусту (32%), огурцы (22%) и картофель (20%).

Но многие эксперты полагают, что инфляция на самом деле была значительней. «Рост цен на продукты питания оказался, конечно же, выше официальной инфляции. Росстат ориентируется на стандартную потребительскую корзину, точнее, на минимальный продуктовый набор. Но расходы людей на питание — это не только минимум продуктов в супермаркетах, это еще и общественное питание. А оно очень сильно пострадало во время карантина», — объясняет расхождение в данных председатель отделения партии «Родина» в Ленобласти Валерий Шинкаренко.

«Проблема с ростом цен заключается не только в том, что люди замечают удорожание привычных продуктов. Они также видят уменьшение объема упаковок, ухудшение качества продуктов, а главное — рост доли расходов на еду в собственном семейном бюджете. В России она очень высока — около 30%. То есть продукты дорогие не столько сами по себе, сколько в сравнении с нашими заработками», — комментирует экономист Дмитрий Прокофьев.

Он говорит, что если Росстат «вручную» (в прямом смысле этого слова) считает, как цены изменились на ограниченный набор самых дешевых продуктов, то россияне смотрят шире — на то, как изменились цены на привычные бренды, в каком объеме они покупают продукты, какие магазины выбирают, в какой степени им приходится ориентироваться на скидки. «Так что фактически «человеческая» инфляция в 2020 году составила от 12 до 15%», — уверен Дмитрий Прокофьев. 

Доходы ниже, цены выше!

Эксперты говорят, что цены на продукты будут расти и дальше. И произойдет это, как ни парадоксально, из-за снижения доходов населения. «Чем меньше у людей денег, тем меньше возможность выбора, а значит, меньше ассортимент и ниже заинтересованность бизнеса в таких покупателях и в расширении производства», — поясняет Дмитрий Прокофьев. 

По его словам, вопреки официальной риторике власти не заинтересованы в снижении цен. «Чем больше люди тратят на еду, тем меньше они будут покупать потребительского импорта. Это значит, что они не будут претендовать на валютные доходы, контролируемые государственной олигархией», — заключил Дмитрий Прокофьев.

«Поскольку поставщики, работая с федеральными сетями, делают, по сути, только оборот, они пытаются компенсировать недополученную прибыль, задирая цены для региональных и несетевых компаний. В итоге небольшие ретейлеры переключаются на региональных производителей, с которыми проще договориться. Это дает покупателю возможность маневрировать между разными магазинами», — добавляет Иван Федяков. 

По его словам, ситуацию с ценообразованием усугубляет и тот факт, что государство стало вмешиваться в регулирование многих цен. «В конечном счете это приведет к снижению инвестиционной привлекательности отрасли производства продуктов питания. У производителей расходы неумолимо растут, а отпускные цены — нет. Так мы приближаем банкротство ряда компаний», — сетует Иван Федяков. 

По прогнозам Игоря Сафронова, в I квартале 2021 года динамика цен на продовольствие останется высокой и на фоне низкой базы I квартала 2020 года составит 6,1%. «Месячная динамика цен на продукты питания в декабре-январе останется высокой, но постепенно замедлится. По итогам 2021 года рост цен на продукты питания будет на уровне 4,1%», — считают в Центре развития НИУ ВШЭ. 

ретейл торговля цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
Собственник торговой DIY-сети «Вимос» Владимир Гурьев рассказал «Новому проспекту» о планах развития в торговле и производстве, вспомнил «лихие 90-е», объяснил, почему не планирует выход за пределы Северо-Запада и как в делах помогает охота.
Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.
Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина рассказала, какие проблемы могут возникнуть у покупателей и продавцов на маркетплейсах и как юристы помогают разрешать такие споры.

Генштаб РФ: срочников весеннего призыва не отправят на СВО
29.03.2024
Летние Олимпийские игры в Париже могут лишить церемонии открытия из-за террористической угрозы
29.03.2024
Список пострадавших в «Крокусе» увеличился до 382 человек
29.03.2024
Лавров анонсировал очередную встречу с послами по Украине
29.03.2024
"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки