Импортозамещение малых форм
В деле импортозамещения малый и средний бизнес пока расторопнее промышленных гигантов. В то время как многомиллиардные проекты двигаются по цепочке согласований, а экономисты спорят о том, что же именно считать замещением импорта, небольшие компании Северо-Запада активно в этом направлении действуют и уже запускают новые производства. С подробностями Ольга Вильде.
Последние месяцы дискуссии об импортозамещении идут в основном в двух направлениях, но, на наш взгляд, все они сводятся к экзистенциальному вопросу: что же такое в принципе замещение импорта? Вот, допустим, станок: раньше его контрактовали у европейской компании, а сейчас у турецкой, китайской или ближневосточной. То есть выбывшего недружественного иностранного поставщика заместили на другого, тоже иностранного, но дружественного. Но станок-то всё равно собран «за бугром» — это импортозамещение или перестроение логистических цепочек?
Если станок раньше на 50% собирался в России, а теперь стал отечественным на 90%, но самая важная его часть, скажем, электронная начинка, без которой оборудование становится грудой металла, по-прежнему закупается за рубежом — это можно считать импортозамещением? И к какому импортозамещению стоит стремиться — к тотальному и производить всё от, А до Я у себя или к частичному с переформатированием кооперационных связей? Мнений много, но пока четкого ответа, так сказать, утвержденного курса, нет.
Импортозамещение уже не первый год остается одним из главных слов Петербургского международного экономического форума. В июне этого года, как и всегда, представители региональных властей подписывали с крупными компаниями соглашения о планах реализации того или иного глобального проекта. Будут ли они запущены в обозначенные сроки и за обозначенные деньги, покажет будущее. Тем временем небольшие и средние компании Северо-Запада уже вовсю работают в этом направлении, начиная локальные проекты и выпуская на рынок собственные разработки, призванные заместить импортные аналоги.
Склад возможностей
Петербургская компания «Диком-Лифт» завершила тестирование и выводит на рынок собственный продукт — вертикальный автоматизированный склад, который представляет собой систему лифтового типа. Грузы хранятся на подвижных полках и перемещаются в зону выдачи с помощью лифта с захватным механизмом. Это позволяет сэкономить до 80% площади склада, а также запустить единую систему адресного учета грузов, увеличить скорость их обработки, повысить производительность труда сотрудников. До появления разработки «Диком-Лифта» на российском рынке доминировали иностранные производители складов-лифтов.
Собирается расширяться и еще один петербургский производитель оборудования для складов: компания «Медведь» получила от Фонда развития промышленности (ФРП) заем в размере 26,9 млн рублей на модернизацию и увеличение мощностей по выпуску складских металлических стеллажей.
ООО «НПП «Энергетические системы», аффилированное с производителем электрических ламп и осветительного оборудования ООО «Оптоган», планирует создание нового производства элементов для никель-кадмиевых аккумуляторов. Государственный ФРП инициативу поддержал и выдал «Энергетическим системам» заем размером 10,9 млн рублей.
Правительство Санкт-Петербурга, в свою очередь, услышало мольбы производителей молочных продуктов и напитков, которым не хватает качественной тары на замену привычному тетрапаку. Компании «Таурас-Феникс», специализирующейся на выпуске упаковочного оборудования для пищевой промышленности, выделен земельный участок площадью 79 тыс. м2 на Мебельной ул. в Приморском районе города для строительства машиностроительного завода по производству фасовочно-упаковочного оборудования.
Двигатели прогресса
Уход с российского рынка иностранных производителей комплектующих для электродвигателей вдохновил на проект по расширению мощностей еще одно петербургское предприятие. Холдинг «Северо-Западное электромеханическое объединение» (СЗЭМО) готовится к двукратному увеличению объемов выпуска таких деталей, как коллекторы, роторы, секции якорных и статорных обмоток. Кроме того, предприятие намерено попробовать свои силы на рынке верхнеприводных двигателей для буровых установок серии DBA-250. До конца года СЗЭМО собирается произвести 20 единиц этого оборудования.
Ленобласть же готовится к сотрудничеству с белорусским производителем спецмашин холдингом «Амкодор». Компания выпустила первые партии промышленных образцов привода и мостов для своей техники, однако в связи с большими объемами производства хочет частично выпускать новую продукцию в Ленобласти. Местные власти не против: в регионе после ухода иностранных партнеров есть целый ряд недозагруженных машиностроительных предприятий. Но на этом совместные планы не заканчиваются. «Амкодор» планирует строительство собственного предприятия по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники в Гатчинском районе с объемом инвестиций в 500 млн рублей.
Арфы нет, возьмите бубен
Судя по всему, в скором времени не менее актуальной проблемой, чем «что такое импорт?», станет вопрос «что надо замещать в первую очередь?» И если с такими позициями, как выпуск самолетов или влагонепроницаемого картона, в общем, всё понятно, то что делать, например, с музыкальными инструментами? Они нужны или это мелочи в масштабах вселенной? Стоит ли государству поддерживать такие проекты? Ответ на этот вопрос уже пытается найти единственный в России производитель концертных арф Resonance Harps.
До кризиса и санкций петербургская компания успешно работала преимущественно на экспорт, но теперь налаженные каналы сбыта перекрыты, и фабрика оказалась на краю закрытия. Спасти предприятие могли бы, например, гарантированные государством контракты на поставку арф в профильные учреждения образования и культуры. Также компании нужна помощь в переносе производства из Санкт-Петербурга в свободную или особую экономическую зону, дабы выпускаемая продукция соответствовала возможностям бюджета, например, обычной музыкальной школы. Resonance Harps уже отправила обращения во все возможные государственные инстанции и ждет решения своей судьбы.