«Империя» отказалась от дружественного ответчика
Юристы фармхолдинга «Империя», которые сейчас в рамках процедур банкротства «дочки» холдинга ООО «Грама», которые совместными усилиями с конкурсным управляющим пытаются получить с боснийского концерна Bosnalijek около 800 млн рублей, выплаченных за поставленные лекарства, похоже, решили сменить тактику.
Сначала они ввели в дело в качестве третьего лица, а затем соответчика иностранную компанию Maksimus. Эксперты тогда высказали мнение, что Maksimus, признавая иск к себе, косвенно доказывает правоту истца по отношению и к основному ответчику. Но теперь, после того как Верховный суд признал фиктивными вексельные схемы самой «Империи», уличив ее в использовании «фирм-однодневок», важнее стало дистанцироваться от этих схем, и дружественный соответчик, видимо, стал лишней обузой, если не угрозой.
На прошлом судебном заседании судья Олеся Дудина, рассматривающая дело, удовлетворила ходатайство Maksimus об исключении его из числа соответчиков. Сам по себе данный факт может стать новеллой процессуального законодательства России: не хочешь отвечать по иску – подай ходатайство об исключении из числа ответчиков судье — и ты свободен от процесса.
Босналек обжаловал это определение в апелляционный суд, что позволило судье в заседании 12 августа 2020 года с чистой совестью отложить рассмотрение дела на конец сентября. В связи с этим осталось неразрешенным ходатайство самих боснийцев об истребовании банковских выписок, которые по замыслу юристов «ЕПАМ», представляющих «Босналек», должны доказать порочность позиции истца.
«Признание иска одним из соответчиков не влечет удовлетворения иска к другим ответчикам, это вытекает из смысла положений АПК/ГПК РФ о процессуальном соучастии и нашло своё отражение в позициях высших судебных инстанций (ВС/ВАС РФ), — комментирует правовую ситуацию в споре Михаил Иванов, партнер юридического бюро «Григорьев и партнеры». — Поэтому изначально вводить в дело дружественного соответчика было, на мой взгляд, не лучшей тактикой».
Интриги имперского двора
Напомним, что ЗАО «Империя-Фарма», входившее в холдинг «Империя» (который участники рынка связывают с именем Сергея Матвиенко), ушло в банкротство в 2015 году, заблаговременно переименовавшись в АО ТД «Фармация» и передав контракты с крупнейшими поставщиками лекарств своей родственной фирме «Грама». Фармхолдинги тогда согласились на перевод поставок лекарств на новое юрлицо — но с условием, что оно погасит задолженность за уже поставленные лекарства (ее накопилось около 2 млрд рублей). Долги были погашены, и поставки продолжились, более того, некоторые производители дали «Граме» статус эксклюзивного дистрибьютора в России.
Но в 2016 году «Грама» тоже была объявлена несостоятельной. При этом ключевым кредитором (более 50% реестра) бывшего дистрибьютора выступила его материнская компания «Империя-Содружество», которая впоследствии уступила право требования юридической фирме «Легал Хэлп» (г. Волгоград), а другим крупным кредитором выступил гражданин Михаил Латышев, у которого на руках оказались векселя «Грамы» примерно на 800 млн рублей. Конкурсный управляющий «Грамы» Дмитрий Лазарев объявил недействительными все соглашения о переводе долгов «Империи-фарма» перед поставщиками (а среди них помимо Bosnalijek есть также AstraZeneka, Bayer, Johnson&Johnson и др.) и сделки по их погашению новым дистрибьютором как подозрительные и не повлекшие должнику встречного предоставления.
По каждой сделке идет отдельный обособленный спор, и пока стратегия юристов «Империи» работает: суды признают сделки недействительными. Но фармхолдинги тоже не остались пассивными и поставили под сомнение права требования подконтрольных «Империи» кредиторов — «Легал Хэлп» и Михаила Латышева. 16 июля 2020 года коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ отменила постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа и определение Арбитражного суда СПб и ЛО о включении требования Латышева в реестр кредиторов ООО «Грама». Верховный суд согласился, что «сделки по выдаче векселей ряду фирм-однодневок и по их последующей продаже Латышеву не отражали реальное положение дел, они были оформлены для создания искусственной задолженности, предоставления недобросовестно действовавшему Латышеву возможности безосновательно влиять на ход процедур банкротства должника».
После этого в прошлом судебном заседании адвокат «Босналек» попросил суд запросить материалы дела по платежам фирм-однодневок, заинтересовавших Верховный Суд. Внимание «Босналек» привлекло совпадение периода, в которые совершались эти платежи, с периодом, в который «Грама» приняла на себя долги «Империи-Фарма». Получается, что «Грама» одновременно с принятием долгов «Империи-Фармы» получила почти 1,5 миллиарда рублей, выведенных из «Империи-Фарма» транзитом через эти однодневки, то есть «Грама» получила компенсацию внутри холдинга. Это рушит позицию конкурсного управляющего о том, что сделки перевода долгов являлись безвозмездными, решили адвокаты ЕПАМ.
Как раз в последнем заседании, которое состоялось 12 августа, суд и должен был разрешить ходатайство «Босналек» о предоставлении доступа к материалам по этим платежам. И тут-то как раз и произошел демарш «Максимуса».
Ход конем
— В связи с нахождением дела в апелляционной инстанции, суд откладывает рассмотрение дела, — объявила судья Олеся Дудина сторонам в начале заседания 12 августа, — но, если у кого-то из сторон есть ходатайство, мы проведем сегодня заседание.
— Да, уважаемый суд, у нас есть ходатайство, — взяла слово представитель конкурсного управляющего ООО «Грама». — Получали ли вы в электронном виде нашу позицию, посланную в начале прошлой недели?
— Получали. Но оно не распечатано и туда не приложено…
— Выписки там должны быть.
— А, Саш, распечатай, — обратился суд к секретарю.
— Выписки мы хотели бы сейчас приобщить. — С этими словами представитель управляющего передала суду и адвокату «Босналек» по пачке выписок.
— Эти выписки подтверждают какой факт? — уточнила судья Дудина.
— В прошлом заседании представитель ответчика заявлял, что у нас денежные средства, которые перечисляло ООО «Империя-Содружество» на счета фирм — как выразился представитель ответчика, фирм-однодневок, но мы это отрицаем — что эти денежные средства транзитом переходили к «Граме», и она за счет этих денежных средств осуществляла платежи компании «Босналек» по переведенным обязательствам. Но вот эти выписки доказывают, что денежные средства, которыми производились спорные выплаты, она получала от покупателей товара. То есть, она получала деньги от покупателей, копила их на счетах и с этих денег платила «Босналеку». То есть, не с тех денег, которые поступили от этих фирм, а с денег, поступивших от покупателей лекарственных препаратов. Она их копила и скопом отправляла в «Босналек». Это опровергает довод ответчика о том, что у нас «Империя-Содружество» каким-то образом финансировала эти переводные обязательства. И, собственно говоря, все. Копии выписок заверены, мы заказали из банка, но к сожалению они еще не пришли, но к следующему заседанию постараемся принести оригиналы.
— Есть еще ходатайства? Суд приобщает эти выписки к материалам дела, — Объявила судья.
—С выписками нам необходимо ознакомиться, — начал адвокат «Босналек». — Кроме того, в прошлом заседании мы заявляли ходатайство об ознакомлении с материалами дела, которое находится у судьи Покровского. Это ходатайство находится на рассмотрении у суда и подлежит рассмотрению либо в следующем заседании, либо, если есть возможность, мы могли бы ознакомиться с материалами до следующего заседания.
— Уважаемый суд, у нас тут еще есть позиция по ходатайству ответчика! — вдруг встала с места представитель конкурсного управляющего «Грамы» Лейла Тагиева. — На наш взгляд, в ознакомлении ответчика с материалами этого дела нет необходимости, так как все факты изложены в определениях и постановлениях судов этого дела, там есть все транши, в каких суммах были совершены платежи вот этим фирмам. Суд анализировал договоры поставок биологически активных добавок на сумму 1,6 млрд рублей, не усмотрел в действиях генерального директора должника умысла на причинение вреда, и действительно подтвердил, что этим компаниям плата была произведена в связи с поставками бадов. В этих актах есть все необходимые данные, которые это подтверждают, и необходимости в исследовании дополнительных документов не имеется. Кроме того, мы предоставили выписки, которые подтверждают, что «Грама» получала не денежные средства «Имерии-Содружества». Доказывать обратное не имеет смысла, потому что все уже имеется в судебных актах.
— Позвольте пояснить, — снова взял слово адвокат «Босналек». — В упомянутых судебных актах отсутствуют два факта. Во-первых, мы утверждаем, что денежные средства «Империи-Фарма», поступавшие на счета перечисленных фирм-однодневок, незамедлительно перечислялись на счета компании «Грама» — из самих актов это обстоятельство прямо не следует, там указано только, что с января по апрель. А мы утверждаем, что практически день в день деньги перегонялись с «Империи-фарма» на счета однодневок, а от них сразу на счета «Грамы». Данные обстоятельства могут быть подтверждены материалами обособленного спора, с которыми мы просим ознакомления. Второе обстоятельство — из «Империи-фарма» было выведено 1,6 млрд рублей. Поставки бадов, на которые ссылается конкурсный управляющий, есть только примерно на 600 млн рублей, и то в судебных актах непонятно, на основании чего такой вывод сделан. А в отношении миллиарда выведенных денег никаких выводов в этих актах не отражено. Мы можем эту позицию изложить письменно к следующему заседанию, либо, чтобы не терять времени, могли бы ознакомиться с материалами того дела заблаговременно, пока дело движется по инстанциям.
— Уважаемый представитель ответчика, поясните, пожалуйста, с выписками по счетам каких фирм вы хотите ознакомиться? — спросила Лейла Тагиева.
— Поясню. Во-первых, всех фирм, перечисленных в судебных актах.
— Там их нет! (в голосе Лейлы Тагиевой послышалось торжество) Там есть только выписки по счетам «Империи-содружества», которые мы предоставляли в рамках прошлого судебного заседания.
— В прошлом заседании вы предоставляли выписки только по счетам «Грамы», с которыми мы ознакомились в материалах дела. Еще раз, нам нужны точные даты по каждому перечислению со счетом «Империи-фарма» этим однодневкам…
— Так в определении суда есть период, есть суммы!
— Есть период с января по апрель. А мы утверждаем, что перечисления осуществлялись день в день. Если вы признаете это обстоятельство, то тем более нам надо истребовать документы, чтобы подтвердить его.
— Просто в этих материалах нет сведений, куда эти деньги ушли дальше...
— По банковским счетам «Грамы» мы знаем, что эти деньги пришли к «Граме». Соответственно, в том деле мы ознакомимся, каким образом «Империя-фарма» эти деньги выводила, чтобы они потом попали в «Граму».
— Ну так там есть в судебных актах и периоды, и суммы! — все более раздраженным голосом гнула свою линию представитель конкурсного управляющего.
— С января по апрель. Порядка восьми фирм-однодневок и множество платежей. Необходимо сопоставление дат каждого платежа.
— Если судебными актами признано, что эти оплаты были произведены за поставленные бады, что это подтверждает?
— Из того, на что вы ссылаетесь, на миллиард не было никаких поставок.
— Было! Мы пишем в своих пояснениях, что пришли представители и заявили о том, что действительно были произведены поставки.
— А доказательства поставок есть, хотя бы на эти 600 млн рублей? Ведь не может поставка на 600 млн подтверждаться только на словах? А на миллиард не имеется даже поставок.
— Какое это имеет отношение… — шепотом начала подсказывать Лейле Тагиевой представитель компании «Лигал Хэлп».
— В прошлом заседании мы поясняли, какое это имеет отношение, — ответил представитель «Босналек», Было произведено внутригрупповое финансирование. «Грама» принимала на себя долги «Империи-фармы», а «Империя-фарма» ей 1,45 млрд рублей…
— Так вы не доказали, что у нас было вообще внутригрупповое финансирование! — воскликнула Лейла Тагиева, даже не заметив, что этим своим «у нас» она вступила в противоречие с собственным утверждением, потому что она вообще-то представляет конкурсного управляющего, фигуру процессуально независимую, которая по идее не должна ассоциировать себя с холдингом, в которых входит управляемое ею юрлицо. — Вы не доказали связь «ТД Фармации» с «Грамой»!
— На наш взгляд, связь очевидна. В один и тот же период «Грама» принимает на себя задолженность «Империи-Фарма» и через цепочку платежей получает 1,45 млрд рублей…
— Послушайте, вы сами отрицаете получение вами сопоставимой суммы от «Максимуса»...
— Давайте не путать суд, вопрос по «Максимусу» здесь действительно не имеет никакого значения.
— Нет, я просто говорю, что вы путаетесь сами в своих показаниях своих!
— Мы в своих показаниях не путаемся.
— Уважаемый суд, мы не видим смысла запрашивать эти документы, потому что у нас имеются все данные, которые необходимы, имеются в судебных актах. Более того, представители ответчика никоим образом не доказали связь «ТД Фармации» с «Грамой». Те обстоятельства, которые ответчик приводит в своих письменных пояснениях, не подтверждают, что у нас есть какая-то связь. Да, у нас есть связь с «Империей-Содружество», как у дочерней компании, но с «ТД Фармацией» никакой связи нету. И компания «Босналек» это не доказала. Соответственно, запрашивать дополнительные доказательства нет необходимости. Потому что все платежи были произведены за поставленные бады, и «Грама» платила денежные средства, которые получала от покупателей, а не те, которые получила от перечисленных компаний.
Адвокат «Босналек» собрался возражать, но судья решила прекратить пререкания и сообщила, что направила запрос судье Покровскому о нахождении материалов дела, с которыми он хочет ознакомиться. «Ответа пока нет, вернулось ли к нему дело из Верховного суда и возможно ли с ним ознакомиться, чисто технически истребовать оттуда доказательства чисто технически. К следующему заседанию мы выясним это и тогда решим». С этими словами судья отложила дело на 30 сентября 2020 года.
Лейла Тагиева, представитель конкурсного управляющего ООО «Грама» Дмитрия Лазарева, после заседания так прокомментировала ход дела: «Мы считаем, что ходатайство об ознакомлении с материалами того дела являются попыткой затянуть процесс, потому что никакой связи между «Грамой» и ТД «Фармация» не существует, это две разные компании».
Представители «Босналек» выразили искреннее удивление такой позиции, прокомментировав, что еще в прошлом судебном заседании они представили суду документы о том, что факт аффилированности доказан, также имеются несколько судебных актов, где данное обстоятельство установлено судами, а сама аффилированность ранее не отрицалась представителями Грамы, которая в свою очередь являлась 100 % дочкой «Империи-Содружества». При этом все руководители «Грамы» неизменно были связаны с «Империей-Фарма», а сама «Грама» находилась по одному адресу с «Империей».
Следующий раунд битвы между «Босналек» и «Грамой» состоится в конце сентября, а до того момента ожидается поступление жалоб в Верховный Суд от AstraZeneka и «Синтез» — компаний, с которых «Легал Хэлп» и конкурсный управляющий «Грамы» уже успели взыскать деньги. И похоже, что перспективы для пересмотра дела в Верховном Суде имеются: как пишет pravo.ru, в последнее время ВС активно борется с аффилированными и «дружественными» кредиторами, позицию которых пока что в той или иной степени поддерживают местные арбитражные суды.
________________________________________
Статьи на эту же тему:
«Империя» наносит удар по своим бывшим поставщикам
Килограммы документов для «Грамы»
Верховный суд уличил «Империю Фарма» в использовании однодневок