Игры с государством. Завод «Пелла» задумался о защите инвестиций
Завод «Пелла», одно из немногих эффективных независимых судостроительных предприятий страны, планирует заключить с Минэкономразвития соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этот механизм поможет верфи провести модернизацию стоимостью 2 млрд рублей.
Деньги на второй стапель
О том, что АО «Пелла» намерено подать заявление на заключение СЗПК, «Новому проспекту» сообщил представитель предприятия. «Сейчас мы прорабатываем проект по модернизации и просчитываем все варианты его реализации, в том числе с применением СЗПК. Как только обе стороны будут готовы заключить соглашение, мы перейдем к основным этапам реализации идеи. На это уйдет первый квартал», — добавил собеседник «НП».
Модернизацией «Пеллы» планирует заниматься его дочернее предприятие «Пелла-Стапель». Ожидается, что в рамках проекта стоимостью 2 млрд рублей в Колпинском районе Петербурга будет построен второй стапель (сооружение для постройки судна и его спуска на воду). Это позволит предприятию строить суда длиной до 110 метров. На новом заводе будут строить те же виды судов, какими уже занимается «Пелла». Это буксиры, спасательные суда, ледоколы, суда обеспечения арктического класса и рыбопромысловые суда. Но они могут быть крупнее.
Как сообщили участники рынка, сроки реализации нового проекта «Пеллы» сдвигаются из-за коронавируса. Поддержка государства в виде СЗПК могла бы его приблизить.
Схема для госкомпаний
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается в соответствии с законом, принятым в апреле этого года. Как уже писал «НП», заключить СЗПК может крупный инвестор. Порог вхождения в соглашение для проектов в области спорта, культуры, образования и здравоохранения составляет 200 млн рублей; в АПК, экологии и IT — 500 млн рублей; в обрабатывающих отраслях — 1,5 млрд рублей; в остальных (кроме нефтегазовой, алкогольной, табачной и игорной) — 5 млрд рублей.
СЗПК гарантирует, что для инвестора в течение длительного срока (от 6 до 20 лет) не изменятся налоги и условия предоставления земельных участков. Участник соглашения также может рассчитывать на возмещение затрат на создание инфраструктуры при условии, что они не превышают уплаченные налоги. Предоставлением субсидий займется Минэкономразвития, оно же уполномочено от имени государства подписывать соглашения с инвесторами.
Механизм СЗПК рассчитан прежде всего на госкомпании и их сателлитов. Так, в Ленобласти такие соглашения заключили крупные федеральные холдинги, вкладывающие гораздо более значимые суммы в развитие, чем «Пелла». СЗПК заключила ГК «Новотранс», которая строит в Усть-Луге портовый комплекс за 46 млрд рублей, и «ФосАгро», которое расширяет свое производство удобрений в Волховском районе за 28 млрд рублей.
Порог стал ниже, а шансы — выше
Аналитики считают, что шансы заключить СЗПК есть и у «Пеллы». «Было бы целесообразно оказать господдержку такому предприятию, как «Пелла», особенно с учетом экономического кризиса и эпидемии ковида. Это известное в своем сегменте, эффективно работающее предприятие, которое доведет реализацию нового проекта до конца», — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Учитывая, что порог вхождения в СЗПК будет существенно снижен со следующего года (всего до 1,5 млрд), у «Пеллы» есть все шансы воспользоваться новым механизмом. План модернизации стапеля, принятый год назад, составил 2 млрд рублей, то есть он выше новой планки. Для компании с годовым оборотом 12–13 млрд рублей механизм вполне рабочий», — считает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
По его мнению, основное требование в рамках СЗПК — сохранение объема инвестиций. «В противном случае регулирование может измениться. Для обеих сторон это довольно мягкие ограничения, так что риски для «Пеллы» при заключении контракта минимальны. Получится — реализуют, не получится — никаких существенных претензий в адрес компании государство иметь не будет», — считает Валерий Емельянов.
Вместе с тем некоторые эксперты вообще сомневаются в возможности поддержки частных верфей со стороны государства. «Мне довольно сложно поверить в то, что государство не будет менять правила игры в течение длительного времени и при этом сделает исключение для ряда компаний», — говорит глава Центра стратегий Руслан Пухов.
При этом, по мнению аналитиков, затормозить модернизацию «Пеллы» может не отсутствие СЗПК, а финансовые и иные сложности. «Важно наличие у предприятия средств для проведения модернизации или возможность их привлечь, а также возможность получить прочие разрешения», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Основным препятствием для модернизации может стать отсутствие свободных средств у компании», — соглашается Валерий Емельянов. По его словам, в этом году у «Пеллы» образовался убыток в размере около 700 млн рублей, а общая выручка по итогам года может сократиться на треть. «Если будет найден сторонний инвестор или привлечены средства из банка, то наличие СЗПК поможет реализовать проект. У компании сейчас явные проблемы с ликвидностью, и долгосрочные инвестиции вряд ли стоят на первом месте в списке ее приоритетов», — уверен Валерий Емельянов.
Справка «Нового проспекта»:
Судостроительный завод «Пелла»находится в поселке Отрадное Кировского района Ленобласти. Владеет заводом Pella Sietas в Гамбурге. В Ленобласти компания строит буксиры и малые боевые корабли, в Германии — суда специального назначения и плавучие транспортные средства. По СПАРК, собственники ОАО «Пелла» — его гендиректор Герберт Цатуров (59%,66), Сергей Иванов (4,22%), Николай Мукомел — (3%), Александра Скрипкина — (1%). Остальные акционеры не указаны.
Выручка предприятия в 2018 году составила 12 млрд рублей, в 2019 году — 13,5 млрд рублей. Прибыль снизилась с 328 млн рублей рублей в 2018 году до 29,6 млн рублей в 2019 году.
Фото: lenoblinvest.ru