Игровая лихорадка. Пандемия спровоцировала бум на рынке киберспорта

За первые 5 месяцев 2021 года российские геймеры совершили на игровых ресурсах на 40% больше онлайн-покупок, чем за аналогичный период 2019 года, а оборот этих площадок вырос в 2,2 раза. Такие данные приводят аналитики «ЮMoney». Траты на онлайн-игры только растут. Для сравнения: по данным игрового отделения Mail.ru Group, в 2020 году средний чек за месяц на покупку мобильных игр вырос на 46% и составил 949 рублей (648,2 рублей в 2019 году), а на покупку внутриигровых предметов — показал рост на 96%, до 836,9 рублей (423,4 рубля в 2019 году). Эксперты рынка говорят, что объем этого рынка в ближайшее время покажет взрывной рост: «игровая лихорадка» в сети только начинается.


По данным портала Sports.ru, раз в месяц на покупки в играх и на сами игры готовы тратиться 16,8% геймеров, несколько раз в месяц — 8%, а каждую неделю — 1,1%. Большая часть респондентов (65,3%) тратят до 1 тыс. рублей в месяц, 31,3% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а 3% — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Выделять на игры больше 10 тыс. рублей каждый месяц готовы 0,4% фанатов игр.

При этом 39,6% тратят на внутриигровые предметы меньше 1 тыс. рублей, а 10,8% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. От 5 тыс. до 10 тыс. расходуют 0,9% опрошенных, 0,3% готовы потратить на это удовольствие от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, и лишь 0,2% — более 25 тыс. Остальные 48,2% геймеров ответили, что не тратят деньги в виртуальном мире игр.

Не только траты

Впрочем, некоторые геймеры как минимум «отбивают» свои вложения. По правилам игр, пользователи часто переводят разным игрокам деньги в виде донатов в качестве платы за трансляции. За 5 месяцев 2021 года оборот таких переводов на платформе «ЮStream» составил более 16 млн рублей, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число переводов также выросло в 1,7 раза. Количество самих стримеров, принимающих пожертвования через «ЮStream», увеличилось на 30%. Сумма среднего перевода почти не изменилась и составила 328 рублей. При этом стримеры стали получать больше доходов: средний оборот одного геймера вырос на 33%, до 10 367 рублей.

Сложный несложный выбор

В Sports.ru отмечают, что бо́льшая часть аудитории (54,5%) предпочитает мультиплеерные игры, остальные выбирают одиночные. Среди любимых жанров — шутеры (59,6%), RPG (56,4%) и экшены (53,8%). Меньшей популярностью пользуются стратегии (40,5%), симуляторы (37,4%) и MOBA (35,1%). Всего 15,8% считают себя фанатами ММО, 12,2% проходят квесты, а файтинги любят только 9,4% игроков.

Тройка самых популярных игр не меняется вот уже 4 года: это Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, cерия игр FIFA 19/20/ и 21. К слову, буквально на днях китайский коллекционер купил в Counter-Strike оружие за 5 млн юаней ($775 тыс.).

Десктоп пока в топе

В Sports.ru выяснили, что более 80% геймеров используют десктоп, остальные — мобильные игры. Пандемия и самоизоляция только подхлестнула спрос на игровую технику. Эксперты «ЮMoney» констатируют, что объем продаж игровых консолей увеличился в 3,6 раза за январь-май 2021 года, а объем продаж видеокарт — на 44% за тот же период. По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», объем продаж офлайн- и онлайн-магазинов в штуках по игровым консолям увеличился в 5,5 раза по сравнению с 2020 годом и в 3,6 раза по сравнению с 2019-м. Средний чек при этом вырос в 2,1 раза и составил 30 590 рублей, превысив показатель 2019 года в 2,6 раза. «Среди консолей ожидаемо лидируют PS4 — ими пользуются 32,2%, в то время как PS5 есть у 8,3%. Nintendo Switch предпочитают всего 4%, приставки Xbox One и One X — 3,4%, а на Xbox Series S и X играют 2,5% игроков», — уточняют представители Sports.ru.

Геймеры также активно покупали портативные игровые приставки. Количество продаж относительно 2020 года выросло на 31%, а вот средний чек снизился на 12%, до 10 630 рублей. В сравнении с 2019 годом приставок было куплено на 18% больше, а средний чек при этом уменьшился на 22%.

С распростертыми объятьями

В My.Games рассказали, что за последний год в России изменилось отношение к играм: если в 2019 году только четверть россиян поддерживала это увлечение (и играли сами), то в 2020 году — уже каждый третий (25% и 33% соответственно) стал геймером. 70% опрошенных — люди старше 24 лет. 59% игроков — мужчины, а 41% — женщины.

«Сейчас Россия переживает настоящий бум спроса на компьютерные игры, — подтверждает эти наблюдения генеральный директор «ЮMoney» Иван Глазачев. — За первые 5 месяцев прошлого года количество геймеров больше всего выросло в Республике Ингушетия (на 38%), а число покупок игр — в Петербурге (в 4 раза). За аналогичный период 2021 года наибольший рост числа любителей игр среди регионов показал Петербург (в 4,2 раза), а самый большой рост по количеству покупок игр продемонстрировала Архангельская область (в 2 раза)».

По данным My.Games, общий объем российского рынка видеоигр в 2020 году вырос на 35% год к году и составил 163,4 млрд рублей, что в 2,5 раза выше роста рынка в 2019 году (14%, до 121,3 млрд рублей).

Быстрее остальных растет мобильный сегмент: в 2020 году на его долю приходился 41,1% от общего объема, в то время как в 2019 году этот показатель был равен 30,4%. Мобильные игры выросли в 2020 году на 39%, до 67,1 млрд рублей, а компьютерные игры — на 34%, достигнув отметки в 81,9 млрд рублей (против 1% роста в 2019 году, до 61,3 млрд рублей). Рынок консольных игр прибавил 20%, до 14,4 млрд рублей, компенсировав падение 2019 года, когда его объем сократился на 12%, до 11,9 млрд рублей.

В PwC и Gfn.ru говорят, что Россия входит в десятку крупнейших рынков видеоигр и киберспорта в мире, объем индустрии к 2024 году составит $2,9 млрд. При этом со временем на пальму первенства всё сильнее будет претендовать сегмент облачного гейминга, который на сегодняшний день составляет менее 1% в общей структуре рынка — $4,6 млн по итогам 2020 года. К 2024 году среднегодовой темп роста российского рынка облачного гейминга окажется на уровне 94%. Поэтому свои подразделения облачного гейминга в режиме публичного бета-тестирования уже открыли Mail.ru (сервис My.Games), МТС (в партнерстве с GFN.RU) и «Сбер» (сервис SberPlay с декабря 2020 года доступен на умной приставке SberBox).


Читайте также по теме
Актуально сегодня