Ход котом: как бизнес зарабатывает на любви к питомцам
Хотя ни один город России пока не вошел в число лучших городов для животных по версии Mars, в стране активно развивается pet-friendly культура.
Первый в России сервис по оказанию услуг собакам и котикам «Собака-гуляка» открылся в Москве в 2016 году и до сих пор удерживает позиции самого крупного игрока, в том числе в сегменте выгула собак и ситтинга, рассказала «Новому Проспекту» основатель сервиса Наталья Шипшилей.
Сервис с «собачьим» названием прославился в соцсетях рекламой с котиком-британцем, переживающим из-за отъезда хозяев. «К нам всегда обращались не только владельцы собак, но и котов. Работало сарафанное радио — о нас хорошо отзывались владельцы собак. В декабре 2019 мы целенаправленно открыли кошачье направление — «Цап-царап». Сейчас мы предоставляем котикам три вида услуг: котоконтроль — навестить котика на 15 минут, покормить и поменять лоток; почасовая дневная котоняня; кэтситтинг — няня с проживанием у котика в доме», — рассказывает Наталья. Для собак также предусмотрено три вида услуг: выгул, передержка и почасовая няня. С «Собакой-гулякой» сотрудничает более 2 тыс. специалистов.
«Собаку-гуляку» Наталья решила создать после того, как сама столкнулась с проблемой адекватного выгула для своего спаниеля Денди. Сейчас в Москве с «Собакой-гулякой» делят рынок Dogsy (оказывают только услуги ситтинга) и «Гульдог». «Гульдог» присутствует в Казани и Петербурге. К сожалению, компания не ответила на запрос «Нового Проспекта». В этом году «Собака-гуляка» рассматривает возможность выхода в другие города России.
Кризис обошел питомцев стороной
Несмотря на сложное экономическое положение в стране, опросы НАФИ в 150 населенных пунктах 52 регионов показали, что большинство россиян тратят на содержание одного своего питомца около 1,5 тыс. рублей в месяц. У четверти россиян расходы превышают 2 тыс. рублей в месяц, а 6% хозяев тратят свыше 5 тыс. рублей ежемесячно.
Больше других расходуют средства на питомцев жители Москвы и Санкт-Петербурга (44% тратят в диапазоне от 2 тыс. рублей и выше, из них 16% — больше 5 тыс.). Всего на содержание домашних животных у россиян уходит 36,6 млрд рублей ежемесячно. Чаще всего владельцы покупают корм и медицинские услуги, 18% хозяев тратятся также на перевозку домашних животных; 6% — на парикмахерские услуги; 5% россиян покупают питомцам одежду и амуницию; 3% — игрушки; косметикой для животных интересуется 1% россиян; дрессуру, содержание животных в гостиницах и выгул оплачивают 2%. В регионах владельцы кошек и собак тратятся в основном на питание и экстренные обращения к ветеринарам, жители городов-миллионников могут позволить себе более широкий спект услуг.
Как показал опрос «Яндекс.Маркета» и Mars, проведенный среди владельцев собак и кошек в двух столицах и городах-миллионниках, 20% опрошенных обращались к услугам зоотакси, притом котовладельцы пользуются этой опцией охотнее, чем владельцы собак, хотя последние чаще берут своих четвероногих питомцев на дачу и в путешествия (40%).
Как рассказали «Новому Проспекту» в «Яндекс.Такси», количество поездок с животными за 2019 год выросло в 5 раз. Пики поездок приходятся на август и декабрь — время отпусков и новогодних праздников, когда питомцев берут с собой в поездку или отвозят на передержку. Чаще всего в такси везут кошек и собак, реже — птиц в клетках.
Петербуржцы задают тренд
Владельцы собак, проживающие в городах-миллионниках, активно посещают со своими питомцами магазины (43% петербуржцев, 28% москвичей и 34% жителей других миллионников), торговые центры (21%, 10% и 12% соответственно), рестораны и кафе (тут петербуржцы тоже лидируют — 13% против 7% жителей Москвы и других миллионников). Зато москвичи умудряются ходить с собаками в кинотеатры (3%) и даже музеи (3%).
Под запросы владельцев собак создаются специальные проекты — dog-friendly map и pet-trips.ru, энтузиасты дополняют и расширяют список dog-friendly мест не только по всей России, но и за рубежом. Так, pet-trips составил список из 19 баров, 65 кафе и 37 ресторанов Москвы, среди которых проекты питерского ресторанного холдинга Ginza Project. В гинзовских ресторанах Mari Vanna действительно любят животных и гордятся дружбой с ними.
«Мы с большой радостью встречаем наших гостей с питомцами, знаем многих по имени, — рассказывает «Новому Проспекту» Андрей Федорин, совладелец московского ресторана Mari Vanna. — Есть у нас завсегдатай — корги по имени Ветерок. Наш ресторан один из первых получил сертификат dog friendly by restoyoerk. В самом ресторане главным хозяином уже много лет царствует кот Вениамин — он пережил трех управляющих, двух шеф-поваров и является символом нашего ресторана».
А петербургскому Mari Vanna кота подарили сами клиенты. Рассказывает управляющая ресторана Ксения Павлова: «Сначала, когда наш ресторан находился на улице Ленина, своего котика у нас не было. Потом мы переехали на Мытинскую набережную, и наши постоянные посетители, которые были в Mari Vanna в Баку и Москве, стали нам говорить «и в Москве котик, и в Баку, что же у вас нету», и в один прекрасный день нам подарили британца. Сказали «вам тоже нужно». Мы все были в восторге. Теперь хозяин ресторана — британец Стас. Его подкармливают, фотографируются с ним. Если у кого-то из гостей аллергия на котиков, они нам об этом говорят, и мы Стаса уносим в отдельный зал. Порой гости приходят к нам со своими собаками — обычно это малявочки, мы к этому абсолютно спокойно относимся. Больших собак мы оставляем в предбанничке, где их развлекает весь персонал: и сотрудники, и хостес. Мы рады животным».
«Новый Проспект» опросил с десяток рестораторов обеих столиц и вот что выяснил: они делятся на тех, кто опасаются претензий со стороны недовольных посетителей и стараются не поощрять появления животных в своих заведениях, и на тех, кто относятся к четвероногим спутникам клиентов с воодушевляющим дружелюбием.
«У меня самого и коты, и собаки дома, но у нас в ресторане животные не приветствуются. У нас такое общество, что недовольный посетитель может написать жалобу в Роспотребнадзор. Мы же сфера услуг, мы адаптируемся под общество», — говорит ресторатор и основатель ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
Кто-то из рестораторов готов терпеть «карманных» собачек, но больших собак оставит за дверью. Аргумент — возможная аллергия у других посетителей.
«Иногда посетители приходят в наш рестопаб вместе с миниатюрными собаками. Что касается крупных домашних животных, мы не размещаем внутри ресторана животных, которые могут напугать других посетителей или вызвать у них аллергическую реакцию. В такой ситуации мы стараемся разместить животное с максимальным удобством вне помещений ресторана. В теплую погоду — на прилегающей огороженной территории, в холодную — можем попробовать договориться о размещении в подсобных помещениях офисного центра», — говорит Василиса Кучер, управляющая рестопаба «ГудСтори».
А вот вегетарианцы рады всем питомцам. «Наше место для людей, заинтересованных не только в гуманном питании, но и в осознанном образе жизни. Мы за этичное отношение не только к людям, но и к животным. С самого открытия мы рады всем нашим гостям, включая посетителей с братьями нашими меньшими, собаками. Ничего плохого в этом не видим, собаки вызывают улыбки посетителей и поднимают настроение. К нам можно прийти с собаками любой породы и габаритов. Если собака хочет пить, то дадим миску с водой», — рассказывает PR-директор veg/raw кафе «Вкус & Цвет» Анна Пущинская.
Под крышей дома своего
Подстраиваются под требования владельцев собак и девелоперы двух столиц. Кто-то на территориях новых комплексов благоустраивает специальные площадки для выгула и дрессировки собак. Кто-то идет дальше и оснащает территорию экопакетами и комнатами для мытья лап.
«Согласно градостроительной философии ГК «Ленстройтрест», у каждого жителя должна быть возможность приятно проводить время на территории квартала с учетом своих интересов и потребностей. Поэтому инфраструктура для собак в голландском квартале «Янила» была включена в проект еще на стадии разработки. В «Яниле» есть площадка, где домашних любимцев можно еще и дрессировать. Во всех кварталах ГК «Ленстройтрест» установлены дог-стойки с гигиеническими пакетами. В холлах некоторых парадных есть оборудованные места для мытья лап. Это особенно актуально в климате Петербурга и Ленинградской области», — рассказывает «Новому Проспекту» директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
В столичной компании «ДОНСТРОЙ» «Новому Проспекту» рассказали, что уже много лет проводят детальное анкетирование с целью максимально усовершенствовать продукт, и появление в домах «ДОНСТРОЙ» инфраструктурных сервисов для четвероногих друзей — ответ на пожелания клиентов. Во входных лобби домов «Событие», «Символ» и «Суббота» появятся специальные лапомойки. На территории проектов «Сердца Столицы» и «Огни» предусмотрены площадки для выгула собак с барьерами, горками и балансирами.
«Целевая аудитория нашего проекта «Кварталы 21/19» преимущественно состоит из семей с детьми (их доля достигает 70%). А, как известно, чаще всего животных заводят именно семейные люди, поэтому при проектировании территории жилого комплекса мы не могли не учесть их интересы. С одной стороны, четвероногие нуждаются в определенных условиях — недалеко от дома должно быть место для выгула. С другой стороны, на улице проводят время дети, и желание родителей огородить их от возможной опасности, в том числе от контакта с животными, логично и понятно. Поэтому на территории бульвара, который благоустраивается вдоль домов жилого комплекса, мы выделили участок под площадку для выгула собак. Сначала были установлены ограждение и урны для мусора, затем мы стали получать обращения жителей с просьбой предусмотреть специальное оборудование для дрессировки. Так, на площадке появились кольца, регулируемый барьер, горка и т.д. Все элементы выполнены из дерева, что соотносится с концепцией оформления бульвара в эко-стиле», — рассказал «Новому Проспекту» управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
На первых этажах ЖК премиум-класса «Прайм Парк» Optima Development на севере Москвы предусмотрены помещения для мытья лап домашних питомцев после прогулки, чтобы уличные грязь и пыль не наносились на жилые этажи, а персонал ресепшн может помочь хозяевам присмотреть за домашним питомцем в случае необходимости.
Пока что в российском законодательстве не существует норм, обязывающих застройщиков оборудовать специальные площадки для выгула собак и создавать другую инфраструктуру для владельцев собак. Но жизнь диктует свои правила, и застройщики стараются создавать удобства для питомцев клиентов. Увлекшись, они даже организуют зоокомьюнити внутри своих комплексов. Например, ГК «Ленстройтрест» реализует dog-friendly программы.
«У нас есть сервис Dog sitter, он дает возможность оставить своего питомца на время отъезда соседу с ветеринарным образованием, который сможет профессионально позаботиться о животном. Это помогает людям, особенно тем, кто живет один, не бояться заводить домашних любимцев. Кроме того, мы поддерживаем инициативы жителей, связанные с животными, такие как совместные выезды в приюты и питомники или благотворительные акции в поддержку находящихся там животных. В помещении управляющей компании есть специальный бокс, куда можно принести медикаменты, лежаки, пеленки и другие вещи, необходимые для кошек или собак, оставшихся без хозяев. Иногда жители даже самоорганизуются, чтобы подыскать животным новый дом», — рассказывает Ян Фельдман.
Котики и гуманизм
Ни для кого не секрет, что первое в России и в Европе котокафе открылось в Северной столице. «Республика кошек» появилась в 2011 году на Якубовича, 10, и со временем стала филиалом первого в России Музея кошки, новой формой приюта — когда котики находят своих хозяев на территории кафе. Формат изобрела Анна Кондратьева — основатель «Республики кошек». По профессии ветеринарный врач, Анна лечила эрмитажных котов и часто сталкивалась с необходимостью пристройства бездомных котиков. Она руководствовалась опытом азиатских стран, где на территориях кафе часто проживает постоянный прайд определенной породы котов, зачастую не кастрированных, и один из основных источников дохода таких кафе — продажа котят.
Свое первое котокафе Анна открыла во Всеволожске в 2008 году. «Республика кошек» появилась на Якубовича в 2011-м, а «Республика котов» на Литейном в 2015-м. «Одно время в год пристраивали до 1470 котов. Сейчас мы ужесточили отбор хозяев для наших котиков и пристраиваем 700 ежегодно. Раньше процент отказов был высокий — около 30–35%, и мы стали строже относиться к выбору рук», — говорит Анна Кондратьева.
С пристройством кошек существенно увеличивается стоимость проекта: до 20 тыс. рублей уходит на кастрацию, вакцинацию, обработку от паразитов каждого обитателя кафе. «Котики не кормят. Доходы приносят мерч и проведение дней рождений. Очень помогают спонсоры, которые обеспечивают наших котов необходимым — Royal Canin и Pretty Cat», — делится Анна. Примеру Анны последовали коллеги в других странах: «Я счастлива, что наши последователи стали использовать тренд по усыновлению котиков. Я часто консультирую коллег. Когда открывалось котокафе в Лондоне, мы проводили телемост».
В 2015 году тренд перехватили москвичи — Владимир Кузин открыл кафе «Котики и люди». За первые 2 года работы «Котики и люди» сменили три помещения и пристроили более 300 кошек. Летом 2018 года они запустили франшизу на TopFranchise с паушальным взносом в 290 тыс. рублей. В 2019 открылись кафе в разных точках Москвы. Успешный пример «Котиков» переняли другие московские бизнесмены, после чего котокафе в столице стали появляться как грибы после дождя. Но «Котики» пошли дальше и организовали бесплатную школу зооволонтера, открыли горячую линию для спасения кошек «Кошка в городе» и лоббируют законы о защите бездомных животных — в том числе о ликвидации решеток на продухах в многоквартирных домах. «Если в центре боль клиента, если ты знаешь, что волнует людей, и умеешь рассказывать о том, что им интересно, продвижение твоего бизнеса обойдется дешево. Если же в центре товар — дорого. Самое главное — знать, что восхищает людей и зачем ты это делаешь. И люди потянутся», — рассказывает Владимир Кузин.
В общем, бизнес потихоньку разворачивается лицом к собакам и кошкам. Специалисты утверждают, что такими темпами обе наши столицы вполне смогут претендовать на место в рейтинге Better cities for pets, где сейчас практически все места заняты американскими городами.
«Присутствие Москвы и Петербурга в списке pet-friendly столиц мира — лишь вопрос времени. Сегодня своих питомцев причисляют к полноценным членам семьи до 83% владельцев. Инфраструктура городов также меняется. Главное — это постепенное осознание того, что домашние животные приносят пользу обществу. К примеру, наши исследования показывают, что владельцы домашних животных имеют более тесные соседские связи. Для бизнеса также есть свои преимущества — 61% владельцев отмечают, что готовы дольше засиживаться в кафе, ресторане или баре, если с ними будут домашние питомцы. Создание дружелюбной для животных среды — комплексный вопрос, который требует усилий со стороны, государства, бизнеса и общества. И да, это небыстрый процесс! Нашему глобальному проекту Better cities for pets™, который, мы надеемся, в полной мере будет реализован в России, уже 7 лет. Дайте время, и российские города смогут поспорить за звание самых дружелюбных городов для домашних животных мира», — рассказала «Новому Проспекту» менеджер по корпоративным отношениям Mars Petcare в России Елена Селиванова.