Губит людей не пиво. Пивная отрасль ждет перемен в регулировании
Поделитесь публикацией!

Губит людей не пиво. Пивная отрасль ждет перемен в регулировании

Губит людей не пиво. Пивная отрасль ждет перемен в регулировании
Результатом новых требований к рецептуре пива, а также введения минимальной розничной цены и маркировки пивоваренной продукции станет смерть большого числа производителей. Это спровоцирует рост цен и снижение качества продукта. Об этом заявили члены Евразийского пивоваренного альянса, который был создан накануне майских праздников.

Пивные деньги

Производство пива за 2020 год составило в России около 800 млн дал (на 3,3% больше, чем годом ранее). Потребление пенного напитка также выросло — на 4,4%, до 51,5 л на душу населения. По итогам года пивоваренные компании перечислили в казну России 172,8 млрд рублей акцизных отчислений — на 7%, или почти 11 млрд рублей, больше, чем в предыдущем году. При этом 42,8% из них пришлось на долю алкогольных напитков.

Такие данные сообщил председатель совета российской Ассоциации производителей пива Андрей Губка. По его словам, пивоваренная отрасль в настоящее время ощущает регуляторное давление, влияющее в том числе и на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для снижения этого давления и гармонизации законодательства в странах ЕАЭС создан Евразийский пивоваренный альянс, куда вошли российская Ассоциация производителей пива, Гильдия пивоваров Республики Беларусь, Союз пивоваров Республики Казахстан и Ассоциация производителей Республики Кыргызстан. Этот альянс действует как единая консультационная площадка для решения проблем пивоваренной отрасли. 

Главных проблем три. Первая — поправки Минфина России в новый технический регламент для стран ЕАЭС, которые дают разную трактовку понятия «пиво» и «пиво специальное». Вторая — введение минимальной розничной цены на пиво (МРЦ). Третья — эксперимент по маркировке пива и пивных напитков на его основе. Но обо всем по порядку.

Кому на руку поправка регламента

Суть поправок в новый техрегламент, который вступит в силу 1 января 2022 года, состоит в том, что в нем для производства напитка категории «пиво специальное» допускается повышение верхнего предела допустимой замены пивоваренного солода с 20% до 50%, а сахаросодержащих продуктов — с 5% до 30% от массы пивоваренного сырья. Если сейчас лишь пятая часть солода может быть заменена зерном, то в следующем году можно будет заменять уже половину сырья, включая в рецептуру до 30%, например, патоки. При этом напиток по-прежнему будет именоваться пивом, хотя и «специальным».

«За сохранение и реализацию технического регламента, который был принят в декабре 2018 года, высказалось большинство пивоваров стран ЕАЭС. Мы не поддерживаем концептуальные изменения в технический регламент», — говорит Галым Тумабаев, президент Союза пивоваров Казахстана.

Аналогичную позицию заняли и другие представители отрасли. «И гильдия пивоваров, и госорганы нашей страны категорически против изменений в уже принятом техническом регламенте. Это может нанести непоправимый вред отрасли. Но находятся заинтересованные стороны, которые пытаются внести коррективы», — подтверждает Владислав Скребцов, исполнительный директор Гильдии пивоваров Беларуси.

Совладелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин объяснил «Новому проспекту», кто именно заинтересован в изменении техрегламента. «Крупным пивоваренным компаниям-конгломератам нужно использовать в своем продукте больше дешевого сырья. При этом они хотят, чтобы этот продукт назывался именно пивом, а не пивным напитком. Изменение в техрегламенте приведет лишь к сокращению себестоимости пива и ухудшению качества продукта», — говорит он.

«Определение категорий «пиво» и «пиво специальное», которое отражено в текущей редакции технического регламента, соответствует интересам отрасли и ожиданиям пивоваренного сообщества четырех стран ЕАЭС. Мы считаем, что это компромиссный вариант, и предлагаем его оставить в версии, которая уже закреплена», — резюмирует Андрей Губка.

Упаковка имеет значение

Инициативу российских властей по введению минимальной розничной цены на пиво представители пивоваренной отрасли также сочли избыточной мерой, которая «окажет негативное влияние на деятельность добросовестных участников рынка».

Эксперты компании Nielsen сообщили, что средняя розничная цена на пиво сегодня составляет 98 рублей за литр, и эту цену нельзя назвать «необоснованно низкой».

«За 12 лет цена за литр пива выросла более чем в 2 раза: в 2008 году оно стоило 41 рубль, а по результатам 2020 года— 98 рублей», — говорит Павел Фунтиков, руководитель группы по работе с клиентами алкопивной и табачной индустрии Nielsen IQ Россия. Он рассказал, что темп роста рынка товаров повседневного спроса (FMCG) замедляется, а потребление в натуральном выражении продолжает сокращаться. «Покупки становятся более запланированными. Шесть из 10 покупателей переключаются на более доступные бренды продуктов питания. При этом пиво и алкоголь на фоне других макрогрупп наращивают свои доли, являясь драйверами сегмента. Это единственные категории товаров, которые растут в штуках, а в денежном выражении продажи пива почти вдвое превысили средние показатели по рынку FMCG — 4,5% против 2,5%», — сообщил Павел Фунтиков. По его словам, в этом ситуация в России схожа с положением в других странах. «В Европе алкоголь точно так же значительно опережает в темпах роста другие категории FMCG», — сообщил он.

Что касается непосредственно пива, то, по данным исследования Nielsen, его продажи в натуральном выражении растут последние 3 года. Причем увеличиваются продажи пива в алюминиевых банках объемом 0,4–0,5 л и в пластиковых бутылках объемом 1,2–1,5 л, вытесняя стеклянные бутылки.

«Если в 2008 и в 2012 годах более 40% продаж пива приходилось на пластиковую бутылку объемом 1,2–2,5 л, то после введения в 2017 году запрета на продажу пива в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л общая доля пластика в большой таре сократилась почти до 34%», — сообщил Павел Фунтиков. Однако в последние несколько лет этот тип упаковки становится более востребованным, доля продаж пива в больших пластиковых бутылках постепенно восстанавливается, поскольку цена за литр в такой упаковке ниже. «Доля алюминиевой банки за последние 12 лет также увеличилась почти вдвое по этой же причине», — заключил Павел Фунтиков.

Малыши создают конкуренцию

По данным Nielsen, конкуренция на рынке пива продолжает усиливаться. По итогам 2020 года доля средних и небольших игроков достигла 32,5%. Крупные производители пока лидируют по продажам, но их доля в ассортименте сокращается в пользу более мелких игроков: частные марки обгоняют их по количеству выпускаемых новинок.

«Мы против введения минимальных розничных цен для пивоваренной продукции. Это приведет к сужению конкуренции на рынке и тем, кто не были лидерами рынка, станет еще сложнее конкурировать с теми, кто потенциально сильнее или имеет бо́льшую долю рынка», — говорит Владислав Скребцов. По его словам, это абсолютно избыточная и никому не нужная мера.

«Индустрии нужны понятные и прозрачные правила, от которых выиграют и потребители, и производители. Постоянные изменения законодательства не способствуют росту инвестиционной привлекательности пивного рынка ЕАЭС», — добавляет Галым Тумабаев, также выступивший против введения МРЦ.

«Создание дополнительных требований противоречит смыслу ЕАЭС: не делает общий рынок более открытым, а, наоборот, сокращает возможности развития», — считает Абдыралы Чынгышев, председатель Ассоциации пивопроизводителей Республики Кыргызстан.

Маркировка бьет по честным

Эксперимент по маркировке, который начался в России 1 апреля 2021 года и продолжится до 31 августа 2022 года, — тоже противоречивая и явно проблемная тема. Задача маркировки — избавить рынок от фальсификатов и организовать контроль над продажами пива, ведь на этот напиток сегодня не распространяется Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС).

Пивовары убеждены, что маркировка прежде всего ударит по добросовестным производителям, так как существенно повысит уровень их затрат, что неизбежно приведет к росту цен на продукцию.

«В Белоруссии практика маркировки контрольным знаком ведется с 2000-х годов. Но уже давно стало очевидно, что для пива, процесс изготовления которого довольно сложный, эта мера абсолютно избыточна», — говорит Владислав Скребцов.

Он рассказал, что в настоящий момент Белоруссия ведет диалог с пивоварами, упрощая процедуру маркировки и внедряя унифицированный контрольный знак. «Это существенно снизит затраты пивоваренной отрасли», — уточняет Владислав Скребцов. По его словам, вся торговля в стране уже является урегулированной и цивилизованной. «Ни торговые сети, ни инвесторы не заинтересованы в неучтенных продажах, ведь от регулярных поставщиков они имеют стабильные поставки и четкие условия взаимодействия», — добавляет он.

«Мы считаем, что чем меньше регуляторных барьеров для официального бизнеса, который платит налоги, тем меньше теневая сторона неофициального рынка», — подтверждает мнение белорусского коллеги Андрей Губка, отмечая, что маркировка — это высокозатратный и технологически сложный инструмент, требующий значительных инвестиций и перестройки всех бизнес-процессов.


К списку новостей