Государство сэкономит на бумаге
В настоящее время все ведомства принимают обращения через свои сайты и отвечают на запросы по электронной почте. Однако в большинстве случае такие депеши не имеют юридической силы. Действующий Гражданский кодекс РФ до сих пор признает официальным документом только бумажное сообщение, отправленное по адресу места нахождения компании или жительства гражданина. Причем оно считается доставленным, даже если фактически лицо по данному адресу отсутствует или письмо не было вручено.
Виртуальные противоречия
Еще 5 лет назад Пленум Верховного суда России попытался «легализовать» безбумажную переписку, признав, что юридически значимые сообщения допустимо отправлять на адрес электронной почты, указанный на сайте компании. С другой стороны, специальный федеральный закон приравнивает к собственноручной только усиленную квалифицированную электронную подпись. Но даже если отправитель подкрепляет такой подписью документ, он не сможет доказать факт его получения адресатом. Поэтому для обмена безбумажной корреспонденцией компании подключаются к системам электронного документооборота (ЭДО) — операторы таких систем обеспечивают и фиксируют обмен сообщениями между своими клиентами. Впрочем, механизм работает только если оба респондента подключены к одному оператору, в противном случае письмо доставлено не будет.
Поэтому подавляющее большинство официальных документов от государственных органов на сегодняшний день отправляется традиционными заказными бумажными письмами. Исключение составляют только особо оговоренные законом случаи, например переписка фискального ведомства с налогоплательщиками через системы электронной отчетности или личный кабинет на сайте налоговой службы. В таком же порядке мытари выставляют компаниям и гражданам требования об уплате налогов, направляют запросы и иные документы.
В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ признают: «В то же время процессуальное законодательство признает допустимость электронных доказательств и приравнивает такие доказательства к письменным. Таким образом, фактически в правовом регулировании сложилась ситуация существенного отставания фундаментального гражданско-правового регулирования от прикладного регулирования и правоприменительной практики».
Почтовая цифровизация
Законопроект, разработанный Минкомсвязи и представленный в конце декабря, призван урегулировать электронную переписку в так называемых публично-правовых отношениях, то есть между государственными органами с одной стороны и частными лицами и компаниями с другой. Для этого предполагается использовать в первую очередь личный кабинет адресата на Едином портале государственных и муниципальных услуг. По данным самого Минкомсвязи, на портале зарегистрировано уже более 100 млн россиян. При этом юридическое лицо должно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. С согласия получателя допускается использование и «иных информационно-телекоммуникационных технологий».
Если же адресат не зарегистрирован на едином портале, то электронные сообщения государственные органы смогут отправлять через инфраструктуру АО «Почта России». В этом случае исходящий от чиновников электронный документ будет распечатан и доставлен адресату в виде обычного заказного письма.
Одновременно государственным органам запрещается отправлять ответы на обращения граждан и юридических лиц по обычной электронной почте. То есть авторам петиций предлагается выбрать: либо получать бумажные письма, либо зарегистрироваться на едином портале. Кроме того, компании и граждане смогуьт использовать для получения юридически значимой корреспонденции личный кабинет или информационную систему АО «Почта России». Как заявил вице-премьер Максим Акимов на заседании правительства России, создаваемое «единое цифровое окно» будет работать по принципу: «Где бы человек ни обратился с жалобой, если мы его идентифицировали как пользователя единого портала, мы будем видеть это обращение. Мы сможем встраивать наши сервисы в сервисы коммерческих организаций. Если человек приобретает, например, автомобиль, то заключение сделки через идентификацию на едином портале вместе с получением страховок, постановкой этого автомобиля на учет станут возможными».
Доставленному не верить
Согласно законопроекту, электронное сообщение признается доставленным адресату по истечении семи календарных дней со дня отправки (если иной срок не предусмотрен законом). В случае же использования инфраструктуры АО «Почта России» даже нормативный срок пересылки может превышать 20 дней, отмечают опрошенные НП эксперты (это обстоятельство подтверждено Конституционным судом России). Кроме того, почтовому монополисту потребуется время на распечатку и конвертацию переданных государственными органами сообщений.
Уже сегодня АО «Почта России» предоставляет возможность пересылать через тот же единый портал «электронные заказные письма». Правда, отправка такого документа обходится минимум в 60 рублей, то есть даже дороже, чем обычное бумажное заказное отправление (от 50 рублей). Понятно, что с подключением почтового монополиста к системе электронного документооборота между государствоим и налогоплательщиками, неизбежно встанет вопрос о дополнительном финансировании почтовой службы из бюджета либо об установлении тарифов на ее услуги. Таким образом, получив монопольное право на распечатку писем государственных и иных органов, именно почтовый оператор может оказаться главным выгодоприобретателем предложенной реформы.
Справка «Нового проспекта»:
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в 2019 году ежемесячно отправлялось более 47 млн заказных писем и бандеролей. За последние 5 лет объем такой корреспонденции вырос на 12%.