Голливудское кино прокатят без ведома авторов

«Чебурашка» устал догонять и перегонять «Аватара», поэтому иностранных героев решено вернуть в кинопрокат. В кулуарах Госдумы обсуждается законопроект, который позволит российским кинотеатрам легально с точки зрения законодательства РФ демонстрировать новинки зарубежного кино.

До марта 2022 года основу рынка кинопроката в России составляли зарубежные фильмы. По данным государственного Фонда кино, по итогам 2021 года на их долю пришлось 74,4% всех сборов от показов. По итогам 11 месяцев 2022 года доля отечественного кино в российском прокате превысила 50%. И еще в конце 2022 года казалось, что в российском кинопрокате в 2023 году будут превалировать военно-патриотические сюжеты локального производства.

Однако, как посчитал продюсер Сергей Сельянов на одной из профильных конференций, чтобы заместить 70% сборов ушедших голливудских фильмов, российской индустрии необходимо производить 350-400 фильмов в год, а самое главное — их нужно придумать.


Депутаты уже придумали

Пока продюсерский цех думает, депутаты пытаются по-своему решить вопрос с оскудевшим репертуаром кинотеатров. В августе 2022 года член фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Кузнецов внес в Госдуму законопроект, предполагающий введение механизма получения принудительной лицензии авторских и смежных прав. Автор законопроекта пояснял, что «злоупотребление исключительным правом повлекло убытки для бизнеса в России, пострадали кинотеатры, цифровые платформы, учреждения культуры».

По мнению депутата, кинобизнес может получить принудительную лицензию на ранее согласованных с правообладателем условиях, если иностранный правообладатель необоснованно расторг лицензионный договор. А в отношении ранее не использовавшихся прав можно получить лицензию в судебном порядке, видимо, от российского суда.

Это ноу-хау вызвало волну критики в отрасли, которая не утихает и по сей день. Прибыль — это, конечно, хорошо, но, как дипломатично заметил в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» руководитель кинопрокатной компании «Атмосфера кино» Вадим Иванов, «легализация пиратских показов убивает долгосрочные перспективы нашего рынка». Режиссер Александр Сокуров выразился конкретнее, отвечая на вопрос корреспондента МК: «Мне кажется, что Россия не имеет права нарушать мировые лицензионные правила. Это уже слишком похоже на воровство».

«В этом году пора ставить точку в спорах о механизме принудительного лицензирования западных фильмов, — тем не менее поделился на днях своим видением замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. — Эксперты прежде всего видели риск для российских онлайн-кинотеатров. Думаю, при новом подходе эти опасения будут учтены, и принудительное лицензирование распространится только на кинопрокат». Видимо, по мнению Антона Горелкина, на кинопрокат понятие «воровство» не распространяется.

Главное — маскировка

Впрочем, летом 2002 года, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, нелегальные копии фильмов и так показывали 127 кинотеатров. Их не смущало, что по российскому же закону их можно привлечь за нарушение авторских и смежных прав и наказать штрафами от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. Судя по всему, прибыли от показов гораздо больше возможных штрафов.

Тем более что кинопрокатчики как могут маскируются, например запускают зарубежные блокбастеры в качестве «бесплатного предсеансного обслуживания» перед каким-нибудь отечественным фильмом. Еще один вариант — показ, организованный отдельными предпринимателями. Так, в Екатеринбурге местный блогер арендовал зал кинотеатра и проводил там «Бэтмен-марафон». Подобные «Синема-вечеринки» проходили и в Санкт-Петербурге, заодно демонстрируя и «Бэтмена», и «Доктора Стрэнджа», и «Топ Ган».

А в российских кинотеатрах «Киномакс», «Мираж синема» и «Премьер-зал» начали показывать «Аватар: путь воды» без лицензии. Чтобы обойти тот факт, что у фильма нет прокатного удостоверения, показ оформляется как аренда кинозала партнерами.

Но даже несмотря на попытки хоть немного побыть пиратами, по данным «Невафильм Research», за первые шесть месяцев 2022 года в России закрылось рекордное число кинотеатров — более 700. Сильнее всего сокращения затронули сети «Мягкий кинотеатр», «Мираж синема» и «Каро». Кассовые сборы в России за 2022 год упали на 42%. По данным председателя Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, озвученным на форуме «Киноиндустрия в новой реальности», на середину декабря отрасль сгенерировала убыток 4,5-4,6 млрд рублей.

Видимо, по этой причине к решению вопроса подключились законодатели, которые стремятся разрешить запрещенное и тем самым помочь кинобизнесу.

Будущее туманно

Тем более эксперты кинобизнеса утешительных прогнозов на 2023 год не дают. По мнению экспертов «Бюллетеня киноиндустрии», мейджоры не вернутся на российский рынок, доля теневого проката достигнет 20-25%.

При этом аналитики считают, что Министерство культуры не будет форсировать события с легализацией проката мейджорского контента: «Узаконив пиратскую деятельность, будет очень сложно вернуться к исходным параметрам, а эта ситуация обязательно рано или поздно настанет. Намного проще и безопаснее просто закрывать глаза на отдельные нелегальные показы, которые помогают кинотеатрам держаться на плаву».

Кроме того, не исключают эксперты, часть зарубежных студий может вернуть отдельные проекты на российский рынок. Так, прецедент уже создан: французская студия Pathé после паузы в переговорах с российскими закупщиками согласилась закрыть сделки на Россию по комедии «Астерикс и Обеликс: поднебесная» и дилогии «Три мушкетера». Речь главным образом идет, конечно, о европейских производителях, а также крупных азиатских продакшнах. «Афишировать данные решения они, конечно, не будут, ограничившись кулуарными договоренностями со своими российскими контрагентами», — пишет «Бюллетень кинопрокатчика».

Пока судьба иностранного кино в России решается на разных уровнях, в 2023 году весь мир будет смотреть, например, фильм «Супербратья Марио», в США он выходит 7 апреля. 5 мая в американском прокате появится третья часть «Стражей галактики», 19 мая Universal выпускает «Форсаж 10», 2 июня его догонит «Человек-паук: через вселенные — 2». Также в этом году в кинопрокате появится вторая часть «Дюны», «Аквамен» и т. д.

В российском кинопрокате пока, за неимением прочего, лидирует «Чебурашка». С начала нового года и до конца каникул фильм генерировал более 70% всех кассовых сборов ежедневно, приблизившись к сборам в 3 млрд рублей.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня