«Город стремительно погружается в болото и становится провинцией»
Архитектурное сообщество Петербурга подвело итоги уходящего 2020 года. Известные петербургские архитекторы рассказали «Новому проспекту» о том, как пандемия отразилась на их работе и какие победы с поражениями пережила отрасль в минувшем году.
Евгений Герасимов, руководитель проектов архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»:
— Несмотря на все ограничения, работа архитекторов не остановилась: наша профессия дает возможность работать удаленно. Архитектурной отрасли повезло во время пандемии больше, чем многим другим. В трудные времена люди занимаются решением своих насущных проблем, и первое, в чем нуждается человек, — это крыша над головой. Поэтому спрос на жилье растет, и архитекторы обеспечены работой. В целом каких-либо значимых событий в архитектурном мире Петербурга в этом году не было, впрочем, как и многие последние годы. В этом смысле наш город стремительно погружается в болото и становится провинцией.
Рафаэль Даянов, руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91»:
— Строительные процессы в связи с пандемией не остановились, и это правильно. Представьте, что у вас готов котлован, и нужно его усилить, укрепить. И вдруг вам работы запрещает вести государство из-за эпидемии или градопугатели через суд. В таком случае может произойти всё что угодно вплоть до того, что пострадают рядом стоящие сооружения. Так что у нас все идет по плану: продолжается реставрация парка Монрепо, завершено восстановление замечательной церкви Рождества Христова на Песках, идут работы в усадьбе Орлова-Денисова.
Могу сказать, что в этом году обострились конфликты между строителями и градопугателями. Примеры тому — Дом Рогова и Музей Фаберже. Да и вообще много чего можно вспомнить. Мы постоянно сталкиваемся с противостоянием архитектурно-строительного сообщества и непонятных людей, которые в своей жизни ничего не построили.
Для меня это обычный год, но осложненный пандемией. Необычно, что все работники на удаленке, включая меня. Но мы работаем. Отдельно хочу сказать о том, что происходит в сфере образования. В Санкт-петербургской академии художеств, где я преподаю, активно развивается направление реставрации и в будущем году будут первые выпускники. Сейчас вопрос подготовки кадров стоит остро, и от него зависит качество реставрационных работ в ближайшие десятилетия.
Феликс Буянов, руководитель архитектурной мастерской «Б2»:
— Я выделил бы несколько главных событий, которые произошли в этом году в архитектурном мире Петербурга. Первое — это снос СКК. У нас на глазах театрально и трагично был обрушен один из символов Ленинграда, одно из знаковых зданий советской эпохи. Это большая утрата для города и, наверное, для всей страны. К сожалению, так называемое градозащитное движение почти не пыталось воспрепятствовать сносу памятника, что наводит на мысль о его ангажированности. По крайней мере когда сносится сарай в третьем дворе, всегда разгорается огромный скандал. Когда же оказалось снесено одно из знаковых зданий советской эпохи, голоса активистов особенно не были слышны, будто так оно и надо.
Второе важное событие — это проведение конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян». Провести его удалось на высоком уровне, а представленные проекты были очень достойными и интересными. По приглашению французской компании Agence Ter нам посчастливилось участвовать в этом конкурсе, и хотя наша команда не победила, мы очень рады тому, что удалось побороться и получить такой уникальный опыт. Надеюсь, эта история не заглохнет и идеи, представленные на конкурсе, будут реализованы.
Хотел бы также отметить проведение архитектурного конкурса «Архитектон», который теперь проводят раз в два года, зато с международным статусом. Также в этом году успешно прошел конкурс «Золотой Трезини», который также стал международным и укрепил свое влияние. Это важно, поскольку всё происходит в сложнейших условиях эпидемии коронавируса и вопреки тяжелым обстоятельствам.
Еще в этом году отпраздновало свое 20-летие Объединение архитектурных мастерских (ОАМ) Петербурга: большинство интересных неординарных построек Петербурга в XXI веке были выполнены по проектам членов этого объединения.
Конечно, работать стало сложнее. Все-таки проектный процесс сегодня коллективный, и его эффективность снижается из-за удаленной работы, становится сложнее контролировать качество. Тем не менее мы привыкаем к такому методу работы, но, надеюсь, в обозримом будущем всё же вернемся к привычной работе в офисе.
Михаил Копков, председатель ассоциации архитекторов «Архсоюз Капитель»:
— Наша отрасль тяжело пережила пандемию, заказов стало меньше у многих коллег. Особенно непросто приходится небольшим мастерским, которые создавались, чтобы оживить архитектуру города. К сожалению, такова экономическая ситуация, а отрасль зависима от объема заказов как со стороны государства, так и со стороны строительных компаний. Кроме того, в нашем городе реализуется не так много ярких архитектурных проектов, а объемы строительства, очевидно, будут падать.
Было бы неплохо, если бы у нас более открыто проводились архитектурные конкурсы, которые сейчас далеко не всем доступны. У нас огромное количество талантливых архитекторов, а звучат постоянно одни и те же фамилии. К крупным проектам небольшие мастерские даже близко подойти не могут, даже если очень хотят.
Михаил Сарри, заслуженный архитектор Российской Федерации, начальник мастерской №6 в ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ»:
— Минувший год могу назвать очень противоречивым и неоднозначным. Основное событие, которое наложило отпечаток на деятельность архитекторов, — это эпидемия коронавируса. Она заставила многих пересмотреть режим работы, иначе взглянуть на жизненные приоритеты и задачи. В профессиональном плане год был не хуже и даже лучше предыдущих. Подразделение, которое я возглавляю, удачно справлялось с поставленными задачами. Мы занимались разработкой проектной документации для «Приморского квартала». Нам удалось, несмотря на все сложности, выдержать темпы работы и показать достойные результаты.
Не могу не отметить и важное событие для всей архитектурной жизни Петербурга — конкурс на застройку территории Тучкова буяна. Мне нравится проект-победитель, и я поздравляю Никиту Явейна и всю его студию с очередным крупным успехом. Наша мастерская в этом году тоже была отмечена: в «Белую книгу» внесен наш проект «Роял парк» на Петровском острове как удачный пример новой застройки в историческом центре.
А вот личных потерь было много. К сожалению, нас покинули прекрасные люди и большие профессионалы своего дела, которые внесли огромный вклад в архитектуру нашего города.