Гипермаркет всё ближе. Melon Fashion Group пробует крупный формат

Петербургский производитель модной одежды Melon Fashion Group летом 2021 года откроет первый большеформатный магазин сети befree в Москве. Эксперты отмечают, что тенденция к открытию крупных магазинов захватывает всё больше сегментов непродовольственного рынка.

Как рассказали «Новому проспекту» в пресс-службе Melon Fashion Group, предположительно первый магазин befree нового формата площадью 1 тыс. м2 откроется в мае 2021 года в Москве. Сейчас в сети уже есть близкие к такому формату флагманские магазины в обоих ТЦ «МЕГА» и в ТРЦ «Галерея» в Петербурге, а также в ТРЦ «Метрополис» и «Европолис Ростокино» в Москве.

Решение развивать в новом формате магазины befree в Melon Fashion Group объяснили тем, что эта сеть не нишевой, а модный массовый бренд, который проще всего масштабировать. «Расширение формата — логичный этап в развитии befree. Для бренда и компании открытие магазина площадью в 1 тыс. м2 — это огромный скачок вперед. В таком формате магазин befree станет якорем в торговых центрах, в нем существенно расширится ассортиментное предложение. Это будет приближение к формату «fashion-гипермаркет», добавили в компании.

Покупки и эмоции

Эксперты говорят, что увеличение формата befree может быть оправдано и отражает текущие тенденции на рынке непродуктового ретейла. «Если Melon Fashion Group хочет вывести на рынок большеформатный магазин, то логичней всего им это делать в рамках сети befree. Такой формат как раз может стать успешным в сегменте «средний минус», который рассчитан на широкую аудиторию и нуждается в большом трафике», — считает коммерческий директор компании Baon Анна Сироткина. 

«Ретейлеры вместо развития небольших магазинов «у дома» начинают делать упор на открытие более крупных точек с расширенным набором функций, ассортиментом. Эта тенденция наиболее ярко прослеживается пока в сегменте магазинов мобильной электроники, но со временем будет наблюдаться и в других сегментах, в частности в сегменте одежды», — говорит генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, фактически магазины всё меньше выполняют функцию склада, как это было раньше. «Это всё больше места, где покупатель может комфортно, хорошо провести время и получить эмоции, которых вне стен дома ему не хватает из-за ограничения работы других общественных мест», — резюмирует Иван Федяков. 

Черная полоса fashion-ретейла

В целом российский рынок fashion-ретейла, объем которого в 2019 году составил 2,3 трлн рублей, сейчас переживает тяжелые времена. «По предварительным оценкам, падение рынка в 2020 году составит до 20–25%», — прогнозирует генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. 

Больше всего пострадали компании, работающие в низком и среднем ценовом сегментах: сокращение продаж у них составило 30–50%. По статистике Ассоциации компаний розничной торговли, с марта по июль 2020 года в России закрылось более половины несетевых торговых точек. «При этом падение прибыли компаний будет гораздо более значимым, что связано с дополнительными расходами на адаптацию к условиям работы в пандемию, инвестициями в различные антикризисные меры и вынужденными скидками», — отмечает Анна Лебсак-Клейманс.

Традиционно наиболее устойчивыми в кризис оказались крупные игроки: их продажи сократились в пределах 10–15%. Это ПАО «Детский мир», ООО «Эйч энд Эм», ООО «ТВОЁ», АО «Зара СНГ», ООО «АДИДАС», ООО «КАРИ», ООО «Остин», ООО «Спортмастер», АО «Мэлон Фэшн груп», ООО «Трейд Менеджмент» (ТС Lady & Gentleman). Совокупная доля этих компаний составляет примерно 1/6 часть одежного ретейла России. Они входят в реестр системообразующих предприятий из перечня правительства РФ и имеют право на отсрочки по налогам, на субсидии для возмещения затрат, на льготные кредиты. «Кроме того, у этих компаний есть управленческий рычаг масштаба для получения максимально компромиссных условий от арендодателей, поставщиков и партнеров», — поясняет Анна Лебсак-Клейманс. 

Три сценария для рынка

Говоря о других тенденциях на рынке за прошлый год, эксперты отмечают усиление роли онлайн-канала продаж. «Компании делают ставку на омниканальность и развитие онлайна, поэтому фактор шаговой доступности отходит на второй план», — говорит Иван Федяков. По его словам, покупателю уже не так важна близость офлайн-магазина, потому что он уже привык покупать большое количество товаров через интернет. «Ретейлеры вполне справедливо полагают, что сейчас в магазине важно представить широкий ассортимент товаров, организовать шоурум», — добавляет он. 

«Однако большинство российских покупателей после снятия карантинных мер не намерено отказываться от старых привычек и планирует посещать офлайн-магазины», — возражает Анна Лебсак-Клейманс. Таким образом, одной из главных задач розничного бизнеса в 2020 году станет поиск баланса между физическими и виртуальными каналами продаж, единодушны эксперты. 

Анна Лебсак-Клейманс называет три сценария развития fashion-рынка на ближайшее время. Самый оптимистичный из них предполагает восстановление продаж к весне-осени 2022 года. Если же коронавирусные ограничения продлятся и в 2022 году, то спрос выйдет на докризисный уровень не ранее осени 2023 года. «Третий сценарий строится на длительном продлении ограничений, что отодвигает восстановление рынка на конец 2025 года», — заключила Анна Лебсак-Клейманс. 

Справка «Нового проспекта»: 

АО «Мэлон Фэшн груп»

зарегистрировано в 2005 году, уставный капитал общества составляет 48,156 млн рублей. По данным годового отчета компании за 2019 год, ее основными акционерами являлись шведская Eastnine AB (36%), I.G.M. Manufactrust Limited (Кипр, 35,5%), MFG Intressenter AB (Швеция, 11,3%) и генеральный директор Михаил Уржумцев (6,1%).

Консолидированная выручка «Мэлон Фэшн Груп» в 2019 году выросла по сравнению с показателем 2018 года на 30,4% до 22,96 млрд рублей, годовая прибыль — на 5,9%, до 1,6 млрд рублей. На конец 2019 года компания управляла 822 магазинами, из которых под брендом Sela работало 238 точек, Zarina — 191, Love Republic — 164 и befree — 229. 

В январе 2021 года сеть befree в Петербурге насчитывает 23 магазина средней площадью 450 м2. Магазины других сетей, которыми управляет Melon Fashion Group, до сих пор развивались в похожем формате. Так, средняя площадь магазинов сети Zarina составляет 350 м2, Love Republic — 330 м2, Sela — 300 м2.

Фото: retail.ru

Актуально сегодня